http://publicpost.ru/theme/id/2862/2012_god_na_kavkaze_boevikov_ubili_eshche_bolshe_tishe_ne_stalo/ Дагестан 20.12.2012 11:15 На Северном Кавказе боевиков ликвидируют все чаще — только за 11 месяцев 2012 года в регионе убито боевиков больше, чем за весь прошлый год. Вот статистика: 363 боевика убито на Северном Кавказе за 11 месяцев текущего года (данные МВД по СКФО). Среди убитых — 48 лидеров незаконных вооруженных формирований. Также силовики задержали 428 боевиков и их пособников. А в прошлом году на Северном Кавказе за весь год убили 351 боевика (в том числе 46 лидеров НВФ), задержано 469 боевиков и их пособников. То есть, если судить по числовым показателям, ситуация с терроризмом на Северном Кавказе за прошедший год лучше не стала. Мало того, к традиционно горячим Дагестану, Ингушетии и Кабардино-Балкарии могут в ближайшее время присоединиться Северная Осетия и Ставрополье, где, по данным МВД, отмечен рост террористических преступлений. PublicPost узнал у экспертов, эффективно ли борются власти с терроризмом в регионе и чего в этой борьбе государству не хватает.
Магомед Баачилов, секретарь Совета безопасности в Дагестане: "Работа дагестанских силовиков в борьбе с терроризмом, на мой взгляд, самая эффективная на Северном Кавказе. Они работают в самых сложных ситуациях, и говорить, что они не справляются, я не могу. Что касается того, чего не хватает в борьбе с терроризмом. Не хватает поддержки со стороны населения. Например, не могут люди, живя в одном селе, не знать, что их сельчанин пособничает боевикам. Но об этом ведь не сообщают они. Да, понятно, что они боятся мести со стороны боевиков. Но хотя бы малое их участие в борьбе с терроризмом тоже давало бы ощутимые результаты".
Айдамир Джабраилов, капитан полиции в отставке, Кабардино-Балкария: "С терроризмом нужно бороться сообща. И народу, и силовикам, и правоохранителям. Такая связь потихоньку появляется. Но масла в огонь подливают так называемые правозащитники, которые отрабатывают западные гранты. Они видят в работе полицейских только плохое. Почему они не выступают, когда убивают сотрудников полиции? Сделали они хоть одно заявление по этому поводу? Я вообще такого не помню. Я не хочу сказать, что в полиции все хорошо. Надо менять их тактику работы. Оперативная работа очень сильно хромает, например. Но винить только полицию в том, что терроризм распространяется, несправедливо".
Валерий Хатажуков, Правозащитный центр Кабардино-Балкарии: "Если говорить о Кабардино-Балкарии, то тут имеет место пассивная поддержка террористов со стороны жителей республики. Заключается она в том, что никто не возмущается преступлениям. Да, был всплеск возмущения после убийства журналиста Казбека Геккиева, но он уже иссяк. Что интересно, если раньше мотивом ухода молодежи в ряды боевиков были пытки и незаконные действия со стороны силовиков, то сейчас на первый план вышла идеологическая составляющая. Молодые люди из обеспеченных семей, у которых никогда не было проблем с полицией, уходят на вооруженный джихад по идеологическим соображениям. Это, безусловно, очень опасная тенденция. Противопоставить этому государству нечего".
Исалмагомед Набиев, дагестанский правозащитник: "Эффективная борьба с терроризмом начнется только тогда, когда власть будет придерживаться закона в этой борьбе. Методы противостояния террористам у государства почти ничем не отличаются от действий боевиков. Последние и так вне закона, они попросту не признают российские законы, но силовики, игнорирующие закон, гораздо хуже боевиков. Преследуя, например, семьи террористов, силовики порождают новых боевиков. В противостоянии терроризму государству не хватает работы надзорных органов над силовиками, нет честных судов, да и работа самих силовиков оставляет желать лучшего".
Екатерина Сокирянская, директор проекта по Северному Кавказу Международной исследовательской группы, член правления Правозащитного центра "Мемориал": "В борьбе с терроризмом должен быть применен комплексный подход, который включает в себя в том числе несиловые методы. В нескольких регионах созданы комиссии по адаптации боевиков к мирной жизни. Их деятельность часто недостаточно эффективна, но уже очень хорошо, что такие органы появились. Крайне необходимо разрешение внутриконфессиональных и этнических противоречий. Необходимо и экономическое развитие, и повышение эффективности государственной власти. Распространению терроризма способствует и тотальное попирание прав человека в Северном Кавказе. Пытки, похищения, внесудебные казни — сегодняшние реалии этого региона. Они создают очень благоприятную среду для экстремизма и постоянного оттока молодежи в подполье".
Светлана Исаева, правозащитная организация "Матери Дагестана": "То, что власти не справляются с проблемой терроризма, и так ясно. Чего стоит появление в Кизилюрте "Робин Гудов", аналогов "Черных Ястребов". Они заявили, что будут притеснять родственников боевиков. Мало кто сомневается, что среди этих "Робин Гудов" не находятся силовики. Вылазки они уже делают. Например, на прошлой неделе неизвестные вооруженные группы, которые представились этими самыми "Робин Гудами", ворвались в два дома в селе Чонтаул, вывели семьи, облили их керосином и сказали, что сожгут. Людей спасло то, что на шум сбежались соседи. Действия силовиков подчас толкают молодежь в террористические группы. Туда идут не только по идеологическим соображениям, но и чтобы банально отомстить силовикам. Например, в мае 2010 года в Казбековском РОВД начальник специальной огневой группы Анас Сатираев вместе со своими бойцами избил группу молодых салафитов. Один из парней умер, двое других, как я слышала, ушли в лес".
Магомед Муцольгов, руководитель ингушской правозащитной организации "Машр": "Терроризм живет благодаря неадекватной работе силовиков. Сколько людей замучено ими, сколько людей убито! Многие из них занимаются фабрикацией уголовных дел ради той же статистики. Никто ведь эти факты не расследует. И это стимулирует уход молодежи в боевики. В борьбе с терроризмом властям не хватает благородства в виде амнистии. Чтобы как-то начала изменяться ситуация на Северном Кавказе, нужна хотя бы частичная амнистия для осужденных, которых обвинили в пособничестве боевикам, в участии НВФ. Среди этих людей много несправедливо осужденных, которых посадили ради статистики. Нужен пересмотр и тщательный анализ этих дел".
|