Главная » 2015»Май»4 » Как эстонские каратели гитлеровцам помогали
Как эстонские каратели гитлеровцам помогали
16:49
http://svpressa.ru/society/article/120438/?redtrs=1
29 апреля 2015 года 15:32 | Сергей Орлов
Таллинский ученый заявил, что расстрелами в республике в основном занимались местные «борцы за свободу»
Известный эстонский историк Меэлис Марипуу, прочитавший лекцию «Репрессии во времена нацистской оккупации Эстонии», сообщил о том, что, впрочем, и так известно непредвзятым исследователям, но отрицается официальными лицами этой балтийской страны. Он признал преступную деятельность эстонцев-карателей в период гитлеровской оккупации.
До сих пор на эту тему в Эстонии было табу, а те, кто сотрудничал с фашистами, в первую очередь эстонские эсэсовцы, считались чуть ли не святыми, «борцами за свободу». И вот те на…
Ладно бы, если бы Меэлис Марипуу был хотя бы симпатизирующим коммунистам – тогда его заявления можно было бы списать на коммунистическую или хотя бы «кремлевскую» пропаганду. Но нет. Он известен и как член правления целевого учреждения по исследованию преступлений против человечества, созданного для финансовой поддержки деятельности учрежденной еще президентом Эстонии Леннартом Мери (правил в 1992 – 2001 г.г.) Международной комиссии по расследованию преступлений против человечности. Формально эта организация должна была заниматься всеми преступлениями, но фактически была создана для разоблачений деяний сталинского периода, «советской оккупации», каковой в Эстонии считают весь советский период. Недаром ветеранов НКВД в республике активно преследуют несмотря на глубокую старость, но игнорируют призывы «охотников за нацистами» из израильского Центра Симона Визенталя о наказании проживающих в Эстонии пособников гитлеровцев, осуществлявших массовые казни евреев в годы Второй мировой войны.
И вот Меэлис Марипуу, выступая на местном радио, заявил, что в период нацистской оккупации в Эстонии были убиты около 30 тысяч человек, и казни преимущественно исполняли сами эстонцы. По сравнению с другими странами вроде бы даже мало. Такое сравнение может показаться циничным, но все же в Литве, например, от рук нацистских пособников погибли сотни тысяч евреев и советских военнопленных. Просто Эстония – слишком маленькая республика. Но в отличие от нее президент Литвы Альгирдас Бразаускас (1993 - 1998 г.г.) во время визита в Израиль принес извинения в связи с ролью его страны в Холокосте. Эстония молчит. Мало убили, что ли?
Почти все эстонские евреи успели эвакуироваться, а 500 человек за восемь дней до войны были сосланы вместе с эстонцами в Сибирь. В республике осталось около 950 евреев. 929 были почти сразу после оккупации расстреляны при участии членов эстонской военизированной организации «Омакайтсе» («Самооборона»). Та же участь постигла почти всех оставшихся. Эстония стала первой и единственной страной Европы, ставшей «свободной от евреев», о чем эстонцы с гордостью доложили в Берлин в начале зимы 1942-го. По данным той самой Международной комиссии по расследованию преступлений против человечности, в Эстонии каким-то невероятным образом удалось выжить лишь 12 евреям.
Что касается «Омакайтсе», то эта абсолютно добровольная военизированная организация занималась также расстрелами сторонников советской власти. Ее члены несли караульную и конвойную службу, в том числе в концлагерях, проводили облавы на партизан и советских военнослужащих, попавших в окружение. Численность «Омакайтсе» в 1943 году превысила 40 тысяч человек. А в 1944-м организация стала одной из основных при создании эстонской дивизии СС.
И вот Меэлис Марипуу приводит данные: среди тех 30 тысяч убитых было 15 тысяч советских военнопленных и 7500-8000 евреев, привезенных из других стран. «Из остальных 8 тысяч человек наиболее четко можно выделить группу людей из еврейской общины Эстонии - около тысячи человек. Остальных 7000 установить сложнее. В их число вошло довольно много людей, ставших жертвами самосуда», - говорит он (перевод портала rus.err.ee).
Историк напомнил: в июле - октябре 1941 года организованные в Эстонии отряды «Омакайтсе» проводили облавы «и довольно легко расправлялись с людьми на месте». «Это могли быть коммунисты и комсомольцы, очень тесно связанные с советской системой, но там мог быть, например, руководитель дома культуры, который должен был при советской власти заниматься организацией собраний и произносить вступительные речи. Там могли быть новоземельцы, которым отошли соседские земли и на которых заявляли бывшие хозяева участков», - пояснил ученый. «Конечно, в некоторых случаях казни исполняли немцы, но новая власть целенаправленно устанавливала соответствующий порядок, чтобы приговор приводили в исполнение местные жители, и ответственность в глазах общества лежала не на немцах», - уверял историк, не фиксируя при этом внимание, что членство в «Омакайтсе» было добровольным.
Ну, хотя бы так. Советскую власть местные эстонские историки ругали и за дело, и с идеологическими лживыми намерениями. Но не должно быть белых пятен в собственной истории республики, особенно в канун 70-летия Великой Победы. Пожалуй, теперь пора расставить точки над «i» и в истории эстонской дивизии СС. Да в общем-то все известно, только вот в Таллине не признают очевидное. Здесь бывших эсэсовцев называют «борцами за свободу».
Бывший член бюро ЦК компартии Эстонии Арнольд Рюйтель, ставший президентом независимой республики (2001-2006 г.г.), ухитрился быть не в курсе расправ над мирными жителями. Он говорил, будто не располагает сведениями об участии эстонцев в расстрелах. Хвалил бывших эсэсовцев за их «борьбу за свободу». А по поводу последнего командира эстонской дивизии СС, штандартенфюрера Альфонса Ребане говорил, будто тот лишь воевал с советскими войсками, но не принимал участия в убийствах мирного населения. А на самом деле эсэсовский комдив вместе со своими подчиненными совершал карательные операции в Ленинградской области, убивал мирных жителей, сжег несколько деревень. Тем не менее, в 1999 году он был с почестями перезахоронен на таллинском кладбище Метсакальмисту при финансовой поддержке правительства Эстонии. Умер в своей постели в Германии в 1976 году…
Интересно, шагнет ли на это поле таллинский историк Меэлис Марипуу?