Вторник, 21.01.2025, 10:21
   АРМИЯ  ЖИЗНИ         LIFE  ARMY
Главная | | Регистрация | Вход
«  Январь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Главная » 2013 » Январь » 6 » Общество не готово противостоять коррупции
Общество не готово противостоять коррупции
01:36

http://www.rabkor.ru/interview/7977.html
30.06.2010 | 08:08
Тема коррупции за последние 20 лет приобрела особую актуальность. Практически ежедневно в СМИ появляются сообщения о фактах взяточничества, получения чиновниками «откатов» и отмывании денег. О причинах, породивших коррупцию и положении дел с ней в России Рабкор.ру побеседовал с председателем Национального антикоррупционного комитета России Кириллом Кабановым.
По данным международной неправительственной организации Transparency International, которая занимается борьбой с коррупцией, Россия занимает 146 место в мире в глобальном рейтинге уровня коррупции. Мы соседствуем по этому показателю с такими странами, как Кения, Эквадор, Камерун, Сьерра-Леоне. Чем вы это объясняете?
На самом деле, у нас есть много общего с этими странами, если рассматривать природу коррупции там и в России. И в этих государствах, и в РФ коррупция идет не от крупного бизнеса, а от бюрократии, причем в российском случае бюрократия опирается на т.н. «силовиков» и во многом состоит из них. Кроме того, на высшие руководящие должности и в нашем государстве, и в этих странах, как правило, берут людей не по принципу их профессиональной компетенции, а по принципу их лояльности власть имущим. Плюс ко всему российское чиновничество не имеет идеологии служения интересам гражданина, общества и государства. Вместо этого действует принцип «Я служу интересам начальника и буду по его распоряжению пытаться подгонять под эти интересы нормы закона». Таким образом, складывается лобби интересов определенных людей в законодательстве, даже в антикоррупционном. Также коррупция часто рассматривается самими должностными лицами высшего звена как плата за лояльность власти.
А насколько вообще подобные сравнения допустимы? Ведь особенности государственного устройства в каждой стране - разные.
На самом деле, у нас есть общие экономические черты. Так, основу экономики составляет экспорт природных ресурсов. Их распределение и там, и здесь несправедливо, прежде всего с точки зрения граждан данных стран. Кроме того, и в России, и в этих государствах можно наблюдать терпимость общества к коррупции. Все только думают, что с ней борются.
Вот согласно Росстату, число преступлений по статье «Взяточничество» с 2000 по 2009 год выросло на 87% - с 7 до 13 тыс...
На самом деле, эти цифры в основном посвящены так называемой «низовой коррупции». В них входят в основном взятки, которые взяли врачи, учителя и низовой состав милиции. Таможенники составляют лишь 3% от этого списка, а о судьях вообще не говорится. А в целом эта низовая коррупция составляет лишь 10% от общего числа преступлений, связанных с коррупцией. Но именно на этих 10% делается статистика борьбы с коррупцией. Сегодня в России уже сложился коррупционный бизнес. Ведь невозможно представить себе коррупцию в МВД без коррупции в ФСБ, генпрокуратуре, коррупции в российских судах. Любая попытка разрушить эту систему воспринимается как выступление против власти. Выработка механизма, который сможет изменить положение вещей, должна исходить от общества. Но само общество к этому не готово.
А почему?
Сегодня у нас в стране нет политической конкуренции, нет какого-либо организующего начала общественных сил. Само по себе общество не может выйти на улицу. Есть, конечно, стихийные выступления, но они носят локальный характер. В то же время, по данным соцопросов, власти не доверяют порядка 90% россиян. Но при этом они в большинстве своем ничего не делают для изменения ситуации в лучшую сторону. Вот вам пример: я студентам говорю: «Кто у нас по конституции является источником власти в стране?», - многие не знают, что гражданин РФ. Но они мне в ответ говорят: «А зачем нам знать конституцию, она же не работает?» Кроме того, россияне не смогли преодолеть так называемый «эффект 90-х годов», который можно сформулировать так: «Лучше мы получим меньше демократии, но больше материальных благ». Это некий негласный социальный договор. Как только власти его расторгают - появляются точечные выступления, как в Тольятти и Междуреченске. После этого бросается некоторая «кость поддержки», и выступление параллельно придавливается силовым путем. На время все затухает, но негатив, связанный с несправедливым распределением ресурсов, со взаимоотношением власти и общества никуда не девается. Все это может привести к глобальному социальному взрыву. Это очень опасно, если принять во внимание факт возможного использования межклановыми элитами социального недовольства в своих целях.
Часто те, кто говорит о коррупции в России, выдвигают требование уменьшить количество чиновников в стране. Насколько это поможет?
Чиновничий аппарат сегодня на 2/3 превышает партаппарат в СССР. Госслужба в наши дни оценивается как доходный бизнес. Соответственно, в обществе попытка устроиться на госслужбу воспринимается как попытка получить доступ к хорошему бизнесу. Поэтому сократить чиновничий аппарат сегодня крайне сложно, так как бюрократия активно сопротивляется этому и отстаивает свои интересы. Административную реформу в РФ пытались провести дважды - не получилось. Как пример можно привести изменение в законе о порядке декларирования имущества. Список родственников чиновников, которые обязаны это делать, сокращен. Число чиновников не уменьшится до появления в нашем государстве реальной политической конкуренции и независимых СМИ. В начале президент Дмитрий Медведев предпринял некоторые шаги в этом направлении: он начал проводить судебную реформу, стал говорить о независимых медиа. Однако судебная реформа постепенно была свернута, а для давления на СМИ появляются новые механизмы - вспомните недавнюю инициативу поправки в закон о ФСБ и в КоАП, уже принятые Госдумой в первом чтении, которые позволят этому органу выносить предупреждения средствам массовой информации и гражданам и применять другие административные санкции. Без определенной степени либерализации в обществе говорить о борьбе с коррупцией не приходится.
Получается, в России сложился «порочный круг», который нельзя разорвать?
Разорвать его можно. Для этого, как я уже говорил, необходима конкуренция между политическими силами и независимые СМИ. Из этого вытекает механизм общественного контроля за тем или иным госорганом. Со стороны российского президента понимание этого есть. Однако из-за неготовности к переменам самого общества глава государства вынужден опираться на бюрократию, по крайней мере, пока. Просто потому, что в своей политике он должен опираться хоть на кого-то. А общество не готово к переменам не просто так: сегодня в нем очень велик страх перед властью. Большинство разговоров о ней вновь переходит в кухни, а точечные акции протеста находят лишь молчаливое одобрение у граждан. Кроме того, в обществе силен страх перед фактором нестабильности. Оно просто-напросто разучилось думать. Отсюда мысли вроде «мы не можем ничего изменить». Хотя постепенно созревает молодежь, это люди, которым 24-25 лет. Они начинают сравнивать положение дел у нас и в других странах, делать соответствующие выводы и, мне кажется, что они смогут сформировать новую политическую силу в РФ.
Если вернуться к вопросу о «низовой коррупции», то как можно бороться с ней, ведь большинство обычных граждан замечает в первую очередь ее?
Прежде всего надо сказать, что проблема это достаточно серьезная. Вот вам реальный случай: милиционер взял взятку в 1500 тыс. рублей. Это помогло террористам взорвать два пассажирских самолета, в результате чего погибли 400 человек. В принципе, эту проблему решить можно за год с небольшим - при наличии соответствующего желания естественно. Кто такой чиновник, по сути? Это производитель определенных услуг. Он должен получать нормальную зарплату и социальный пакет. Сегодня же многие из них реально этого всего не имеют. Поэтому человек, занимающий ту или иную госдолжность, рассуждает так: «Буду шабашить что есть сил, пока хватит здоровья». Ему же надо семью прокормить, обеспечить себя. Если создать ему нормальные условия оплаты, социальные льготы, решить вопрос с жильем, и, что наиболее важно, сделать механизмы общественного, административного и судебного контроля над его деятельностью реально работающими, проблему удастся решить. Сейчас же многие чиновники придумывают самые разные коррупционные схемы. Например, пресловутая проблема пенсионного возраста. На самом деле, уже сейчас он превышает среднюю продолжительность жизни, по крайней мере, у мужчин. Никто отчего-то не хочет задать простой вопрос, а куда деваются деньги этого умершего человека? По логике вещей, пенсионные выплаты должны наследоваться его родственниками. Сегодня же они исчезают непонятно куда.
Если вспомнить недавнюю историю с машинами Daimler, которые российские чиновники закупали за откаты. Какое она получила развитие после предоставления Генпрокуратуре материалов Минюста США? Ведь вы активно добивались возбуждения уголовного дела по этим материалам...
Сейчас нами направлен запрос в Генпрокуратуру о ходе расследования. Мы ждем либо решения о возбуждении уголовного дела, либо об отказе в возбуждении его. Но уже сейчас есть тревожные сигналы, которые говорят о нежелании проводить нормальное расследование. Так, материалы хотят передать на рассмотрение в ГУВД Москвы при том, что есть несколько признаков, по которым можно сказать: это дело выходит за рамки столичного ГУВД. Например, там фигурирует гараж особого назначения, а также субъекты Федерации, которые с ГУВД Москвы никак не связаны. Смешной выглядит и отговорка правоохранительных органов о том, что у них нет переводчиков для рассмотрения материалов Мюнюста США. Это притом, что и в МВД, и в Генпрокуратуре есть отделы, специально созданные для работы с документами на иностранных языках. Если же дело так и не возбудят - это будет «подстава» для президента РФ, так как скандал с машинами Daimler для российских чиновников изначально вышел за пределы чисто юридического вопроса. Я надеюсь, что участие в разбирательстве меня и депутата Госдумы от фракции КПРФ Александра Куликова способствует возбуждению уголовного дела. Но если уголовное дело так и не возбудят без достаточных на то оснований, мы обжалуем это решение в суде, причем процесс этот сделаем открытым.
Какие еще громкие процессы, связанные с коррупцией, на которые, на ваш взгляд, общественность не обратила должного внимания, вы бы выделили?
Это процесс по делу генерал-лейтенанта ФСКН Александра Бульбова, а также дело офицеров МВД Целикова и Носенко. Они занимались расследованием отмывания денег и подозреваются в получении взяток. Однако Мосгорсуд решил арестовать их лишь на основании оперативных справок ФСБ - в нарушение законодательства. Я уверен, что обвинения против них сфабрикованы.

Просмотров: 774 | Добавил: lesnoy | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 117
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz



  •  
     


      «EUROPE»

      «CHINA»

      «AMERICA»

      «POLSKA»

      «ČESKO»



     ⇒  «ЧТОБЫ НЕ БЫЛО ВОЙНЫ, ДЕЛАЙТЕ СВОЙ ГРАЖДАНСКИЙ БИЗНЕС» ⇐ 
    Copyright MyCorp © 2025
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz