http://top.rbc.ru/incidents/24/03/2014/913206.shtml
На прошлой неделе заместитель главы Министерства финансов Сергей Шаталов сообщил, что четыре самых популярных в России офшора обратились в ведомство с предложением заключить соглашения об обмене налоговой информацией, чтобы эффективно выявлять конечных бенефициаров контролируемых иностранных компаний. Однако в двух офшорах - на Британских Виргинских островах и острове Мэн - РБК сообщили, что в российское министерство не обращались.
"Британские Виргинские острова не обращались в Россию для обсуждения какого-либо договора об обмене налоговой информацией", - сообщили РБК в международном налоговом управлении Минфина островов. "Остров Мэн не обращался в Россию для обсуждения налоговых вопросов. И остров Мэн, и Россия уже подписали Конвенцию о взаимопомощи в вопросах налогообложения, которая предусматривает обмен налоговой информацией", - ответили в правительстве острова.
На официальный запрос РБК не ответили Бермуды и Джерси.
В российском Минфине ситуацию не прокомментировали.
"Возможно, офшоры сделали это предложение еще в феврале, когда Россию ждали в ОЭСР. Но на волне геополитических трений по Крыму даже официальная позиция могла поменяться", - предполагает партнер Paragon Advice Group Александр Захаров.
Россия присоединилась к многосторонней Конвенции Совета Европы и ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам в ноябре 2011г., но не ратифицировала ее. Пока этого не произойдет, Россия де-факто лишена возможности запрашивать у ее участников налоговую информацию, заявил Захаров. Это стандартизированный, шаблонный договор, в котором ничего нельзя менять, уточнил руководитель налоговой практики Baker Tilly Tax Services Рустам Вахитов.
Обнародованный на прошлой неделе законопроект Минфина о контролируемых иностранных компаниях предполагает, что российские юрлица и граждане, в существенной степени (от 10% уставного капитала) владеющие иностранным бизнесом в офшорах, обязаны сообщить об этом в налоговые органы и заплатить налоги. Без двустороннего соглашения об автоматическом обмене налоговой информацией эта норма работать не будет, отметил Захаров. "Только такое соглашение позволит оценить налоговые обязательства, возникающие у иностранных компаний в отношении российского налогоплательщика", - сказал он. Исполнение двусторонних соглашений легче контролировать. Они покрывают любые виды налогов, в то время как многосторонняя конвенция в базовом варианте позволяет обмениваться информацией только по определенным видам налогов, в частности по налогу на прибыль. Положения об НДС и многих других налогах есть только в расширенном варианте модуля конвенции, которую приняли не все страны.
Российские власти вряд ли смогут повлиять на решение офшоров раскрыться перед Минфином, если США и Великобритания займут жесткую позицию по этому вопросу, считает Захаров. "Они могут односторонне применить только внутригосударственные меры воздействия по отношению к офшорам, не желающим подписывать двусторонние соглашения: ввести жесткие, отчасти дискриминационные меры против компаний, связанных с этими офшорами, ужесточить проверку их операций по банковским счетам по линии ЦБ и ФНС, заставить их обосновывать эти переводы, ограничить их право на участие в госконтрактах", - предположил Вахитов. Бенефициаров этих компаний можно попытаться раскрыть через Кипр, Люксембург, Швейцарию и другие страны, с которыми есть соглашение об информационном обмене, заявил он.
Возможно, через какое-то время Россия возобновит диалог по соглашению о присоединении к ОЭСР, но пока трудно говорить даже по тем позициям, по которым мы уже успели договориться, отметил источник РБК в Госдуме.
Алиса Штыкина, Глеб Костарев, Екатерина Ларинина
24 марта 2014 г.
Читать полностью: http://top.rbc.ru/incidents/24/03/2014/913206.shtml
|