http://svpressa.ru/economy/article/83789/?mra=1 16 марта 2014 года 16:13 | Сергей Духанов Санкции не объявлены, но подготовка к ним уже идёт полным ходом Сбербанк, ВТБ и такие топливо-энергетические компании, как «ЛУКойл» репатриируют в Россию свои денежные средства из тех западных кредитно-финансовых организаций, которые проводят значительные операции в США. Как считает The Financial Times, эти меры, осуществляемые непосредственно после закончившейся безрезультатно лондонской встречи министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова и госсекретаря США Джона Керри, проводятся с целью предотвратить ожидаемую заморозку активов российских компаний на Западе. ВТБ, кроме того, якобы отменил запланированный на апрель саммит инвесторов. Между тем, за прошедшую неделю на 105 миллиардов долларов сократилась доля государственных казначейских обязательств США, находящихся на хранении в банке The Federal Reserve Bank of New York и принадлежащих иностранным финансовым институтам. Участники американского фондового рынка пока не имеют твёрдых и точных данных о том, кто вывел американские государственные ценные бумаги с территории США, однако считают, что вероятнее всего, от этих облигаций освобождается Россия. Некоторые банкиры предполагают, что Россия в преддверии санкций перевела принадлежащие ей американские гособлигации в банки, находящиеся за пределами национальной американской территории. На декабрь прошлого года в собственности нашей страны находилось 138 миллиардов долларов американского госдолга, что ставило Россию на 9-е место среди государств-кредиторов США. Всего по состоянию на конец прошлого года в иностранной собственности находится 5,79 триллиона долларов государственного долга США.
Как сообщает агентство Bloomberg, самый большой предыдущий вывод американских ГКО из хранилищ Федрезерва имел место в июне прошлого года, когда американский центробанк дал понять, что сократит выкуп американских гособлигаций. Между тем, признаков продажи выведенных активов американские рыночные аналитики пока не выявили.
В российском Центробанке ситуацию комментировать не стали, указав лишь на то, что сведения об управлении золотовалютными активами банк предаёт гласности не ранее, чем через 6 месяцев после момента осуществления сделок.
В банковских кругах считают, что 90% инвесторов сейчас ведут себя так, как если бы санкции уже были введены в действие. И это считается разумным стилем управления теми активами, которые могут быть подвергнуты неблагоприятным воздействиям. По некоторым данным, американские банки и биржевые спекулянты в последние две недели уже вывели порядка 75 миллиардов с российского фондового рынка, чем объясняется падение курсов российских ценных бумаг в последнее время.
В США процессом разработки антироссийских санкций руководит Совет национальной безопасности, который изучает любые возможности – будь то по собственной инициативе или в ответ на наши контрмеры, включая «ассиметричные», то есть те, которые и не будут иметь отношения к ситуации вокруг Украины.
Сейчас СНБ беспокоится и волнуется по поводу таких проблем, как доступ американских вооружённых сил к территории Афганистана через территорию России, сотрудничество с нашей страной в процессе уничтожения сирийского химического оружия, «оказания давления на Иран» с целью побудить Тегеран отказаться от обретения ядерного оружия и многих, многих других. Во всех этих случаях сотрудничество с нашей стороной гораздо более необходимо американцам, чем нам – с их стороны. Если бы ситуация была зеркальной, то американцы не сомневались бы ни секунды, чтобы вне зависимости от того, каким был бы повод для раздора, пользуясь нашей заинтересованностью в той или иной сфере, бить по наиболее чувствительным местам. Точно так же должны действовать и мы.
В американские СМИ уже поступают утечки о том, что в вопросе об обмене санкциями у каждого вашингтонского ведомства имеются свои интересы. Каждое стремится защитить и сохранить «свои» проекты и готово сокращать проекты «соседей». Нет согласия в белодомовской администрации и относительно того, как далеко надо американцам заходить со своими санкциями и что можно считать «приемлемым» экономическим ущербом, который американские санкции нанесут самим Соединённым Штатам.
В текущих дискуссиях внутри обамовской администрации Минфин, Офис Торгового представителя США и экономическая служба Белого дома выступают за более сдержанный подход. Наиболее твёрдо за применение жёстких санкций против России выступает госдеп. Можно только мечтать, чтобы при отстаивании интересов страны так вёл себя наш МИД!
Сейчас американцы всё чаще признают, что все эти визовые ограничения и замораживание активов российских чиновников для нас, что слону дробина. Россия – не Нигерия. Но в Вашингтоне всё чаще речь с опаской заходит о том, что на по-настоящему серьёзные экономические санкции Россия ответит ударом по интересам американских корпораций в России – собственности в уставном капитале российских компаний, производственным предприятиям, ввозимым в Россию американским товарам.
Американцы почему-то надеются, что наш ответ будет пропорциональным и симметричным – на визы визами, на счета госчиновников – тем же, на торговые санкции против одной из наших отраслей – мерами против такой же американской отрасли. Просчитать наши «ассиметричные» ответы у них пока не получается.
Пожалуй, главное направление санкционной деятельности США – как можно больше сделать за счёт Европы. Аргумент простой – у вас же связи с Россией глубже и обширнее, значит, ваши санкции для Москвы будут более чувствительными. Об ущербе для Европы, естественно, помалкивают. Зато за Европу в Вашингтоне вещает Ян Бжезинский, сотрудник Атлантического совета, такой же русофоб, как и его папаша, только намного менее знаменитый: «Что больше всего нужно Европе, так это сильная демонстрация американского лидерства, потому что без этого они ничего особо делать не собираются».
Как стало известно, в субботу в Белом доме состоялось очередное совещание Совета национальной безопасности, посвящённое ситуации вокруг Украины и Крыма. Известно, что на встрече присутствовал госсек Керри, вернувшийся из Лондона. Известно также, что Обамы на совещании не было, но «его пробрифинговали». Кто вел совещание и какие решения могли быть приняты в отсутствие президента, не сообщается.
Интернет-комментаторы язвят: субботний гольф для Обамы важнее.
|