http://svpressa.ru/politic/article/84880/
2 апреля 2014 года 16:12 | Андрей Полунин
Штаты отвечают на присоединение Крыма созданием очагов нестабильности
США, в ответ на присоединение Крыма, приступили к созданию пояса нестабильности вокруг России. 30 марта в Молдавии побывала с однодневным визитом помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Виктория Нуланд. По ее словам, в ходе переговоров в Кишиневе обсуждались как двусторонние отношения, так и ситуация в регионе в целом.
«Ситуация в регионе складывается непросто. Поэтому мы решили дополнительно к ранее обещанным средствам предоставить Молдавии $10 млн для укрепления безопасности на границе. Это вписывается в стратегический диалог, который Молдавия развивает с США», — заявила Нуланд на пресс-конференции.
Что характерно, Нуланд в этой поездке сопровождал начальник отдела планирования вооруженных сил США в Европе, бригадный генерал Рэнди Ки. А на следующий день в Кишиневе побывали румынский министр иностранных дел Титус Корлэцян и глава канадского МИДа Джон Бэрд.
Можно предположить, что в данном случае речь идет не об укреплении границ – для этих целей молдавской армии, которая находится в еще более плохом состоянии, чем украинская, $10 млн не хватит - а на организацию полноценной блокады Приднестровья. Если учесть, что между Кишиневом и Бухарестом существует договор об оказании военной помощи, вырисовывается такая картина: блокада будет организована при кураторстве США, и с помощью румын.
В результате, Россия получит в виде Приднестровья крупную проблему. Недаром 29 марта Владимир Путин впервые после введения санкций сам позвонил президенту США Бараку Обаме, и привлек внимание американского коллеги к «фактической внешней блокаде Приднестровья». Теперь, получается, блокада только усилится.
Практически одновременно с Нуланд, 31 марта, другой госсекретарь США – Ниша Десаи Бисвал, прибыла в Центральную Азию. Цель поездки -подтвердить заинтересованность Америки в сотрудничестве с Казахстаном и Киргизией. Логично предположить, что задачи Госдепартамента здесь аналогичны молдавским.
Особенно перспективно, с точки зрения создания очага нестабильности, выглядит Киргизия. Недаром один из лидеров киргизской оппозиции, депутат Жогорку Кенеша Равшан Жеенбеков, проходил практику на киевском Евромайдане, а затем открыто заявлял, что намерен адаптировать в республике украинский опыт.
Понятно, что США не рассматривают Бишкек и Кишинев как союзников. Но в Молдавии и Киргизии проще всего – если рассматривать постсоветское пространство – организовать пресловутый управляемый хаос. Киргизия пребывает в состоянии вялотекущего парламентского кризиса. В Молдавии на осень запланированы парламентские выборы, на которых будет решаться вопрос о власти. В обеих республиках имеются линии внутренних конфликтов. Гагаузия на референдуме высказалась категорически против евроинтеграционного курса Кишинева. В Киргизии – проблемы с южными регионами, которые находятся в приграничном кризисе с Таджикистаном и Узбекистаном, и наводнены наркобаронами и радикальными исламистами. Другими словами, США достаточно приложить немного сил, и обе точки – Приднестровье и Киргизия – могут стать очень горячими.
Чем грозит это России?
– Приднестровье граничит только с Молдавией и Украиной, и именно российско-украинский конфликт сделал блокаду непризнанной республики возможной, – отмечает военный эксперт, блогер Анатолий Эль-Мюрид. – Россия не может помогать Приднестровью, разве что доставлять туда грузы по воздуху, вторгаясь в воздушное пространство Украины. Американцы просто воспользовались случаем, и этот очаг напряженности теперь поддерживают.
В Киргизии все гораздо хуже: там Ферганская долина – перманентно конфликтная зона, которая может вспыхнуть в любой момент. Центральная власть в Бишкеке слабо контролирует то, что происходит на юге. Юг де-юре является территорией Киргизии, но де-факто живет сам по себе. С точки зрения США, это очень полезный очаг напряженности.
«СП»: – В чем смысл игры США?
– Штаты в отношении России применяют ту же тактику, что и боевики в Сирии. Боевики, напомню, не давали сконцентрироваться сирийской армии, нанося точечные удары по всей территории страны. Штаты действуют аналогично, и наносят точечные удары: конфликт на Украине, блокада Приднестровья, ситуация напряженности в Средней Азии. Нас таким способом растаскивают по разным направлениям, не давая сконцентрироваться на одном из них.
Приднестровье и Киргизия, кроме того, еще и действенный ответ США на концентрацию наших войск вдоль границы с Украиной. Понятно, если что-то произойдет в «незалежной», и России придется на это реагировать, американцы смогут мгновенно создать нам проблемы в Приднестровье, или вынудить нас вмешаться в ситуацию в Киргизии – а эта республика и без усилий американцев вот-вот вспыхнет.
«СП»: – Почему вы так думаете?
– 5 апреля в Афганистане состоятся президентские выборы, и к власти, скорее всего, придет «Талибан». Он вскоре выдавит на территорию Узбекистана, Киргизии и Таджикистана те радикальные группировки, которые сегодня воюют на севере Афганистана – Исламское движение Узбекистана (По решению Верховного Суда РФ деятельность этой партии признана террористической и в России запрещена – ред.) , таджиков-исламистов, уйгуров. Вся эта публика вернется к себе домой, в Среднюю Азию, и с высокой степенью вероятности дестабилизируют там обстановку.
«СП»: – Речь действительно идет о разжигании американцами горячих конфликтов?
– Думаю, да. И в Приднестровье, и в Киргизии все готово, чтобы от малейшего толчка запустить локальные конфликты. Молдаване, возможно, не горят желанием бросаться на Приднестровье – в свое время они получили там серьезный отпор. Но если им заплатят, почему нет?!
– Конфликтные ситуации в Молдавии и Киргизии отличаются друг от друга, – указывает политолог, доцент кафедры европейской интеграции МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули. – Интерес НАТО к Молдавии определяется, в первую очередь, казусом Приднестровья. Альянс хотел бы обратить тлеющий, но замороженный приднестровский конфликт в свою пользу. Последние события вокруг Украины по-новому ставят вопрос о Приднестровье – Запад видит в нем удобный объект воздействия на Москву.
На мой взгляд, в Приднестровье ситуация патовая. Запад реально не может добиться его реинтеграции в состав Молдавии – непризнанная республика настроена очень пророссийски. С другой стороны, отдать ее России для Запада тоже категорически невозможно.
В Киргизии расклад другой. С одной стороны, Бишкек является нашим стратегическим союзником – на территории республики расположена российская военная база. С другой, республика находится в крайне сложной внутриполитической ситуации, и у нее тлеющий конфликт с соседями. Поэтому дестабилизировать Киргизию, если захотеть – дело плевое. Если Штаты всерьез начнут выстраивать «дугу нестабильности» вокруг России – Киргизия может стать одним из конфликтных узлов, входящих в нее.
«СП»: – Как быстро может возникнуть эта «дуга»?
– На мой взгляд, пока говорить о прямой заинтересованности американцев в создании «дуги» преждевременно. Проблема в том, что пока непонятно, кто от разжигания этих конфликтов выиграет. В случае дестабилизации Киргизии может выиграть не Америка, а Китай. Поднебесная в регионе является одним из главных игроков – в Киргизии, например, китайских неправительственных организаций больше, чем русских. Поэтому подрывая влияние России в Киргизии, США рискуют усилить китайское влияние, чего американцам однозначно не нужно.
«СП»: – Как, в таком случае, поступят Штаты?
– И в Приднестровье, и в Киргизии американцам выгоднее иметь тлеющие очаги напряженности в виде неявной, отложенной угрозы, нежели горячие конфликты с непонятным финалом. Это как в шахматах: висящий шах всегда эффективнее прямого, от которого достаточно легко уйти…
– В Вашингтоне и Брюсселе опасаются эффекта домино после присоединения Россией Крыма, – уверена генеральный директор Института внешнеполитических исследований и инициатив Вероника Крашенинникова. – Боятся, что крымскому примеру последуют другие территории. Чтобы этого не случилось, Вашингтон превентивно активизировал работу в Молдавии, Киргизии и Армении. Это государства, с которыми интеграционные процессы в рамках Таможенного и Евразийского союзов идут высокими темпами. Думаю, США попытаются блокировать процесс вступления Армении в ТС, и замедлить его для Киргизии. Что касается Приднестровья, оно давно хотело присоединиться к России, поэтому американцы предпринимают контрмеры и на этом направлении.
В эти дни НАТО празднует тройную годовщину - исполняется 15 лет с момента вступления в альянс Польши, Венгрии и Чехии, 10 лет членства в нем Болгарии, Эстонии, Латвии, Литвы, Румынии, Словакии и Словении, пять лет с момента вступления в НАТО Албании и Хорватии. По сути, это этапы расширения НАТО на Восток. Очень симптоматично, что празднования проходят в Брюсселе, Вашингтоне, и – где бы вы думали? – в Кишиневе. Это говорит о том, что Штаты прекрасно понимают важность Молдавии, и готовы использовать ее в геополитической игре против России.
|