http://lenta.ru/articles/2013/07/02/atheism/ 2 июля 2013 Кто и зачем установил в США памятник атеизму Американские безбожники празднуют победу: в штате Флорида на земле окружной администрации открылся памятник атеизму. Оскорбленные верующие устроили по этому случаю пикет, попытались вразумить оппонентов христианской кантри-музыкой, флагами конфедератов и транспарантами с призывом «побибикать за Иисуса». Кто-то даже бросил сидение от унитаза, но обошлось без жертв. Атеисты воодушевлены и планируют разместить аналогичные монументы по всей стране. Повод для радости очевиден: как утверждают организаторы установки памятника, никогда прежде в США власти землю для подобных инсталляций не выделяли. Не хотели выделять и в этом случае, но их заставили. Организация «Американские атеисты» потребовала демонтировать гранитную плиту с десятью ветхозаветными заповедями, установленную возле здания суда округа Брэдфорд в городе Старк. Свои претензии атеисты обосновали просто — принципом разделения государства и церкви, который закреплен в первой поправке к Конституции США. И местной администрации ничего не оставалось, как предложить компромисс. В отличие от иудейско-христианской плиты, стилизованной под скрижали, монумент атеистов утилитарен — помимо небольшой стелы он включает скамейку. На стеле выгравированы слова отцов-основателей США — Томаса Джефферсона, Бенджамина Франклина и Джона Адамса — и матери-основательницы «Американских атеистов» Мэдэлин Мюррей О’Хэйр, а также перечислены наказания, прописанные в Библии для нарушителей моисеевых заповедей — в основном смертная казнь, например, через побивание камнями. Суть брошенного атеистами вызова поясняет цитата Мэдэлин Мюррей, выбитая на граните монумента в Старке: «Атеист верит, что вместо церкви надо построить больницу. Атеист верит, что вместо молитвы надо совершать дела. Атеист стремится к участию в жизни, а не к побегу в смерть. Он хочет победы над болезнью, искоренения бедности, уничтожения войны». Цитаты отцов-основателей призваны показать, что у американского государства богатая традиция секуляризма, а библейские цитаты, как пояснил лидер «Американских атеистов» Дэвид Сильверман, должны пролить свет на «злобную» сторону Священного Писания иудеев и христиан. Конфликт вокруг скрижалей у окружного суда, закончившийся установкой атеистической скамейки, далеко не единственный в своем роде в США. Правозащитные организации регулярно оспаривают использование властными органами религиозных атрибутов — в частности, таблиц с десятью заповедями. Еще в 2005 году неоднозначную позицию по этому поводу занял Верховный суд, который в одном случае расценил заповеди как пропаганду, а в другом — как законное отражение исторической традиции. В общем, единого подхода к таким ситуациям в американской судебной практике нет. Например, в феврале 2013 года в той же Флориде отклонили иск Американского союза гражданских свобод о необходимости убрать заповеди от здания суда в округе Дикси. Помимо правозащитников (а также приверженцев различных культов вроде нью-эйджевого «Суммум», который мумифицирует котов), с привилегированным положением христианства борются «профильные» атеистические организации. К примеру, Фонд свободы от религии обжаловал решение пенсильванских законодателей, провозгласивших 2012 год «Годом Библии». В отличие от правозащитников, упирающих на конституционное разделение государства и религии, атеисты не преминули вместе с тем указать на предлагаемые читателям Библии расистские, сексистские и просто жестокие «модели поведения» — посыл, аналогичный тому, что используют Сильверман сотоварищи. Фонд свободы от религии и «Американские атеисты» входят в число ведущих антирелигиозных объединений США, у каждой из организаций тысячи членов и внушительная история: они основаны в 1978 и 1963 годах соответственно. И Фонд, и «Атеисты», и другие группы такой направленности заявляют в последние годы о значительном притоке новых единомышленников. Происходит это, если верить социологам, на фоне растущего разочарования традиционно набожных американцев. Еще в 2009 году масштабное исследование показало, с одной стороны, что традиционные христианские церкви теряют популярность, а с другой — что уже 15 процентов американцев не ассоциируют себя с какой-либо религией вообще. В последующие годы тенденция, судя по всему, сохранилась. В 2012-м безрелигиозными называли себя уже 20 процентов, опрос Gallup в мае 2013-го показал, что 77 процентов американцев уверены: религия все меньше влияет на жизнь в стране. Впрочем, оценивают эту тенденцию жители страны отнюдь не оптимистично. Согласно тому же исследованию, 75 процентов из них полагают, что Америке было бы лучше при высоком уровне религиозности. Получается, что, несмотря на приток добровольцев, «Американские атеисты» и другие организации по-прежнему очень далеки от общественного мейнстрима. Ко всему прочему, внутри самого атеистического движения существуют принципиальные разногласия. Например, далеко не всем противникам религии пришелся по вкусу пресловутый памятник в Старке. Одни считают, что установка собственного монумента вместо демонтажа скрижалей с заповедями — никакая не победа, а совсем наоборот. Другие отмечают, что памятник не столько пропагандирует атеизм, сколько ставит на повестку дня обсуждение все тех же ветхозаветных заповедей и тем самым играет на руку верующим. Получается, что торжество Сильвермана, который празднует победу над «привилегиями христиан», безусловным никак не назовешь. Но «Американские атеисты», безусловно, сделали себе хорошую рекламу. При всех нареканиях установка монумента выглядит гораздо более осмысленной акцией, нежели другие их выступления вроде замены традиционных рождественских вертепов на билборды со словами «Все религии одинаковы — основаны на баснях и мифах». И все-таки атеистам — как, впрочем, и их противникам — пока далеко до победы над болезнями, искоренения бедности и уничтожения войны. Ибо вера или безверие — слишком простой рецепт для решения таких задач. Василий Чепелевский
|