http://svpressa.ru/world/article/94565/?atc=1
6 августа 2014 года 13:56 | Роман Коноплев
Ассоциация с ЕС убивает молдавское сельское хозяйство
Молдавские фермеры начали бунтовать. Начали с малого – перекрывают дороги на севере страны, обращая к правительству свои гневные претензии по поводу загубленного урожая. Предприниматели брали кредиты. Нанимали людей. Терпеливо ухаживали за дарами полей. В итоге, традиционный для молдавских производителей российский рынок закрылся. Как и предупреждалось ранее Дмитрием Рогозиным.
Фермеров, разумеется, чиновники и силовики быстро поставят на место. В Молдавии никогда ранее сельхозпроизводители не выступали в качестве политической силы. Опыта у них такого нет. Не приходилось бунтовать.
Сегодня же, когда из-за действий правительства Молдова оказалась «де-факто» в кольце экономической самоблокады, у местного продовольственного бизнеса напрочь отсутствует свое представительство в парламенте и органах власти. Там работают политики, элегантные мужчины, красивые, в дорогих лакированных туфлях, с профилями в Facebook, оторванные от унылых реалий среднестатистической молдавской жизни.
Политиков выбирали за щедро раздаваемые лозунги. Политики умеют красиво разглагольствовать о европейском выборе, о ценностях, о борьбе с коррупцией, о том, что безвизовый въезд в Европу поможет молдаванам достичь прогресса. Станет ли при этом Молдавия Швейцарией? Так далеко, разумеется, никто не заглядывает. Речь не об этом. И не о промышленности, и не о сельском хозяйстве. Речь о ценностях, о европейской идентичности, о молодости, красоте и культуре. Крестьянский труд слишком тяжел, мозг отказывается воспроизводить соответствующую картинку. Да и многие ли политики знакомы с молдавской землёй, с тем, как твердеет она под южным солнцем, как муторно с ведром ползти по помидорному полю? Разве у политиков есть время думать об этом?
В итоге, без массовых протестов случилось то, что случилось. Молдавия подписала Соглашение об ассоциации с ЕС. Товаропоток в Россию тут же остановился, а в Европе, как выяснилось, местные кабачки, лук и прочие овощи не проходят – то по габаритам, то по цвету шкурки, то ещё по каким-то критериям. Требования в ЕС слишком высоки. Там нужен лишь качественный товар. Только самые качественные товары аборигенов. Молдавские помидоры слишком красные, а огурцы – слишком пупырчатые. «Зайдите на следующей неделе».
Делегации чиновников со всего «цивилизованного мира» навещают Молдавию чуть ли не каждый день. Подают деньгами. Кто миллион – кто два. Представительные делегации комплиментарно отзываются о местном руководстве, о питательной бизнес-среде, об успехах в борьбе с коррупцией. Но ключевой местный товар – продукция полей, в сыром и консервированном виде, как и местный алкоголь, - остаётся без движения. Это означает совершенно простые вещи. Разорение отрасли. Сбор урожая стал невыгоден. Нечем оплатить труд сборщиков. И как можно выпускать консервную продукцию, если она останется на складах? Кто рискнёт вложиться в следующем году в этот бизнес?
Европейцы не против молдавских консервов, фруктов и овощей. На словах. Однако пока разговоры ведутся о том, что понадобится какое-то время, чтобы высокие стандарты ЕС научились соблюдать местные производители. Что нужно реформировать отрасли, что нужно ещё пару-тройку лет тренингов, семинаров, конференций, пару десятков миллионов освоить, чтоб молдаван неразумных научить-таки… Последние десять лет различные организации и фонды, в том числе ООН, расходовали миллионы долларов чтобы… учить молдаван, как правильно сажать виноград и помидоры. Оказалось, молдавский народ за сотни лет этому не научился. Не знаю, может быть «русская оккупация» разучила их сажать виноград как положено. И вино они стали делать как-то так, что употреблять его теперь могут лишь русские и сами молдаване…
Поскольку европейский рынок, при всем уважении к молдавским демократическим тенденциям, оказался чрезмерно требовательным, местный министр сельского хозяйства летит… в Америку! Оказывается, вино, консервы, фрукты и овощи из Молдавии, как выяснилось после множества встреч на самом высоком уровне, в Америке покупать готовы! США не имеют к молдавским партнерам претензий по качеству, размеру, шкурке, хвостикам. Никто не подсчитывает число семечек в яблоке и не фиксирует диаметр каждой виноградины линейкой. Осталась самая малость. Понять, каким образом прелестная молдавская продукция будет преодолевать воды Черного и Средиземного морей, а затем и Атлантики. Не сожрет ли транспортировка коммерческую выгоду. И это при том, что в США хватает собственных сельхозпроизводителей, более того, цены на продукты в США значительно ниже, чем в северных странах, чем в России, Канаде, и где-либо ещё. И насколько рады будут демпингу молдаван фермеры южных американских штатов? И латиноамериканские стратегические партнёры США, которые тоже хотят поставлять помидоры и вино. Знают ли они про Молдову и её устремления?
Пока речь идет о поиске правительственными чиновниками хоть каких-нибудь средств для компенсации убытков пострадавших фермеров. Политики ожесточенно бросают упреки в адрес России, дескать, это экономические рычаги. Россия, дескать, давит. При этом не понятно, раз предупреждали, что мешало подготовиться? Заранее решить эти вопросы, чтобы в трудную минуту геополитического выбора поддержать этих самых фермеров?
Изнывает от безденежья блокированная со всех сторон Молдавия. Некому брать товар. Россия опустила обещанный шлагбаум. С одной стороны – украинская война, с другой – братская Румыния, но за исключением всевозможных лозунгов и периодических траншей в десяток-другой миллионов евро, реальной, тотальной помощи нет. И пока не предвидится.
Поссорившись с Кремлём, подшучивая над Рогозиным, молдавский политический класс, быть может, сохранил лицо и уважение в глазах западных партнеров. Но сохранился ли при этом баланс интересов? Вряд ли. Баланс худо-бедно соблюдался даже во времена руководства страной премьера Владимира Филата. Поговаривали даже, что Филат мог по рабочим вопросам позвонить непосредственно в Кремль, и его воспринимали там как пусть не во всём удобного, и далеко не «своего в доску», но как партнера… Эти времена прошли. Молдавия для России сегодня – это клон Румынии, со своими нюансами, но в целом уровень отношений приблизительно одинаков. Чужаки.
Молдавия укрепляет военно-политическое партнерство с США. Но это происходило и раньше. Все последние 20 лет. Но десять лет назад из-за этого никто не вводил винное эмбарго. Значит, дело не одном лишь партнерстве с США. Дело в переходе из одного рынка в другой, со своими товарами, которые новым друзьям как-то не очень нужны. А старые друзья – уже и не друзья вовсе.
Газовый вопрос не менее актуален для Молдавии. Румыния тянет ветку газопровода. Чтобы, в случае чего, поддержать своих бессарабских бедных родственников. Но проблема в том, будет ли в этих трубах газ? Руководство Румынии озвучивает реальные цифры – своего добытого газа хватает лишь на 80% внутреннего потребления. Отказ от российского газа означает, что свои потребности не будут перекрыты. Будет ли румынам чем щедро поделиться с Кишиневом? Придется ведь отнимать у своих. И отдавать соседу.
Жертв экономических решений правительства достаточно. Но на сегодняшний день в Молдавии на политическом Олимпе нет представителей пострадавшей стороны. Никто не объявит недоверие правительству. Никто не спешит выводить на площади колонны недовольных. Все разбредутся по домам. И будут готовиться к суровой зиме. Будут надеяться, что приедет большой корабль, соберёт все консервы и нехитрые плоды и увезёт в Америку, и там всё это съедят, и привезут корабли обратно доллары, чтоб раздать их крестьянам.
Пятнадцать лет назад в Молдавии у людей практически не было работы, и была настолько маленькая пенсия, что местное население производило бартерный обмен. Из Приднестровья приезжали тамошние жители и привозили в сёла Молдовы заношенные вещи, носки, трусы, лампочки, зубные щётки. В молдавских сёлах за лампочку можно было получить ведро сладких персиков. За трусы или резиновые тапки – гуся. За рулон туалетной бумаги – десяток яиц. В опустевших молдавских сёлах хорошо помнят те времена. Возможно, речь идёт о возвращении тех самых времён бартера. Об обмене старой рубашки на персики, халата на творог. В это верится гораздо больше, чем в спасительный белый корабль, который довезёт до далёкой Америки молдавские помидоры и консервы. Не окажется ли в такой ситуации сама Молдова эдаким кораблём с красивой и печальной судьбой «Титаника»?
Читайте далее: http://svpressa.ru/world/article/94565/?atc=1
|