http://svpressa.ru/society/article/75144/?regnum=1 2 октября 2013 года Андрей Полунин Зарплаты высших чиновников перевалили за 500 тысяч рублей в месяц Президент Владимир Путин резко поднял зарплату высшим чиновникам. Об этом говорится в четырех указах главы государства, размещенных на сайте Кремля - №742, №741 №740, №739 Зарплату повышают в два этапа. Например, председатель Следственного комитета (СКР) Александр Бастрыкин с 1 сентября 2013 года будет получать ежемесячно 315 000 рублей, а с 1 сентября 2014 года – 511 000 рублей, вместо прежних 203 580 рублей. Генеральный прокурор Юрий Чайка – соответственно 296 000 и 480 000 рублей вместо 191 000 рублей. Зарплаты силовиков – министров обороны, внутренних дел, чрезвычайных ситуаций, директоров ФСБ, СВР, ФСО, ФСКН и ФМС – будут еще выше: около 583 000 рублей и – через год – 786 000 рублей. Это, как пишут СМИ, без учета надбавок за секретность, выслугу лет и других поправочных коэффициентов, которые еще более увеличивают ежемесячный доход чиновников. Этот аттракцион президентской щедрости протекает на фоне разговоров о сокращении расходов на госаппарат. Напомним, 30 сентября правительство внесло в Госдуму законопроект, который предлагает заморозить индексацию зарплат федеральным госслужащим и всем силовикам. Первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил тогда, что «это вопрос сокращения издержек в целом системе». А министр финансов Анатолий Силуанов подсчитал, что такая мера позволит высвободить за два года более 100 млрд рублей. Но не успела страна прослезиться от благородства власти, как на тебе…
Теперь надо ждать цепной реакции. Вслед за чиновниками высшего ранга зарплату, скорее всего, подтянут директорам департаментов – чтоб не обидно было. А там, глядя на Москву, нарисуют себе солидные суммы чиновники региональные – благо, имеют на это законное право. А страна останется, с чем была: со средней зарплатой 28 787,6 рублей в месяц (данные Росстата за I полугодие 2013 года), прожиточным минимумом на трудоспособного гражданина 7633 рублей, и армией из 18 миллионов граждан (12,9% населения), которые живут в нищете на доход ниже минимума.
К чему приведет Россию чиновничье благоденствие?
– Я понимаю, почему Путин так делает, – уверяет заместитель председателя ЦК КПРФ, депутат Госдумы Валерий Рашкин. – Авторитет президента и его команды резко падает. Он немного поправил ситуацию, когда взял Сердюкова за одно место: у населения появилась надежда, что разномастные воры и жулики, невзирая на чины, все же сядут на нары. Но потом стало ясно, что это пиар, и никто высших чиновников трогать не будет. В результате, недовольство граждан растет. Как в такой ситуации удержать президентское кресло? Как сделать, чтобы народ боялся выйти на улицы? Есть единственный способ – увеличить число силовиков и платить им большие деньги. Это все равно, что содержать иностранную армию: чем больше им платишь, тем с большей готовностью они выполнят любой приказ.
«СП»: – Особенно это актуально в преддверии 4 октября – 20-летия расстрела из танков Дома Советов в 1993 году…
– Конечно. Крупный капитал и олигархи сегодня делают ставку именно на репрессии, на силовиков и государственный аппарат насилия. Но этот аппарат надо хорошо кормить. Поэтому они и назначают чиновникам неприлично высокие зарплаты. Им как бы говорят: ребята, подчиняйтесь, выполняйте любой приказ – и вы будете жить хорошо вместе с нами. Конечно, жить они будут не так хорошо, как Путин и олигархи. Но по сравнению с простыми гражданами – сказочно хорошо.
«СП»: – Как долго продлится такая ситуация?
– На мой взгляд, долго не продлится. Невозможно спокойно смотреть на такие колоссальные зарплаты – это же деньги налогоплательщиков. К тому же мы видим, что эти зарплаты ничего стране не дают. Полиция, как и прежде, крышует преступные группировки и бизнес, а силовики попадаются на взятках и не несут за это ответственности. Мы все помним по учебникам истории 1917 год, когда верхи не смогли управлять по-новому, а низы – жить по-старому. Тогда государство тоже разворовывалось, а население всей России беднело. Чем это закончилось – всем хорошо известно. Я считаю, сегодня Путин и его команда своими действиями приближают новый 1917 год. Надеюсь, они понимают, что делают…
– Все происходящее находится вне логики, – убежден председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов. – Ситуация в стране постепенно идет вразнос. Принятая 23 года назад неолиберальная модель построения рынка в России показала свою недееспособность, и дальнейшее следование ей будет приводить к катастрофическим последствиям.
Это как если вы создали самолет, а он при каждом испытании терпит катастрофу. Когда он провалит сотню испытательных полетов, станет очевидно, что нужно вносить кардинальные изменения в конструкцию. Иначе придется врать начальству или мошенничать с результатами очередных испытаний. Именно по второму варианту действуют сейчас российская власть. Это порождает управленческий хаос: по одному закону чиновникам будут зарплаты замораживать, по другому – повышать. Этот хаос со временем станет все масштабнее.
«СП»: – Процесс повышения зарплат чиновникам приобретет характер цепной реакции?
– Приобретет, хотя в этом повышении есть рациональное зерно. Сегодня заработки в госкорпорациях и на госслужбе резко отличаются – это неправильно. Заработки в региональных правительствах и федеральных тоже отличаются в разы. В итоге, на федеральный уровень уходят наиболее квалифицированные профессионалы.
Но эта правильная, с точки зрения здравого смысла, логика входит в противоречие с реальной экономической ситуацией. Бюджет секвестируют, страна не выдерживает неолиберальную модель экономики. Поэтому повышение зарплат чиновников будет компенсироваться усилением коррупции и репрессивной составляющей.
В итоге, повышать зарплаты чиновникам будут, денег начнет не хватать, все захотят тоже повышать зарплаты, но им не позволят. Чтобы регулировать ситуацию, в дело пойдут скрытые репрессии под видом борьбы с коррупцией. В определенном смысле, мы движемся к модели 1937 года, когда ситуация тоже пошла вразнос, и страна потеряла управляемость.
– Бюджеты регионов по доходам в текущем году сократились на 2%, а рост расходов на государственные функции вырос на 0,1%, – напоминает директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. – Сколько из этих 0,1% ушло на повышение зарплаты – пока неясно. Но пока на региональном уровне логика повышения зарплат в госуправлении простая. Если вы можете оптимизировать число чиновников – то имеете полное право платить им больше. Другого пути сейчас у регионов нет…
– Президент поспешил, чтобы распиаренный законопроект о заморозке зарплат федеральным госслужащим и всем силовикам не распространился на тех, чья лояльность жизненно важна, – говорит экономист, экс-заместитель председателя Счетной палаты России Юрий Болдырев. – На фоне зарплат учителей и врачей, которые якобы поднимают, а на самом деле увеличивают путем резкого повышения нагрузки и сокращения численности работников образования и здравоохранения – решение Путина выглядит крайне неприлично. Но если быть честным, основное внимание следовало бы привлечь к зарплатам в так называемом «частном» секторе.
Речь не о тех, кто сам, на коленке, паяет и чинит. Речь о руководителях суперолигархических корпораций, созданных на основе еще советской базы. Это самые разнообразные промышленные и банковские структуры. Вот там уровни зарплат и бонусов несопоставимо выше, чем даже зарплаты первых должностных лиц государства и правоохранительной системы. То же касается Центробанка и госкорпораций. Вот там радикально обрезать зарплаты – жизненно важное дело.
Если президент считает, что нормальная зарплата для высших руководителей – это 10-20 тысяч долларов в месяц – такой же лимит, разумеется, должен быть и для руководителей госкорпораций и созданных на советской основе банков. Если же мы будем цепляться только за зарплаты руководителей ФСБ, СВР, ФСО, ФСКН и ФМС, но не обращать внимания на Грефов и Чубайсов – мы просто будем играть в игру, навязанную нам властью. Другими словами – идти по ложному следу.
«СП»: – Будут ли вслед за высшими чиновниками повышать зарплату остальным?
– Для меня это вопрос второстепенный. Цепная реакция заключается в том, что еще в 1990-е годы, когда допустили суперзарплаты в финансовом секторе и банковской системе, руководители Центробанка объясняли: мы же не можем платить зарплату своим сотрудникам меньше, чем в частном банковском секторе, иначе они нас будут коррумпировать.
Понятна логика? Но это касается всей системы. С одной стороны, вы должны высшим должностным лицам платить достаточно, чтобы их доходы не различались в разы с олигархическим сектором. С другой – так регулировать олигархический сектор, включая госкорпорации и крупнейшие нефтяные компании, чтобы в сырьевой и финансово-спекулятивной экономике доходы не были радикально выше, чем у высших должностных лиц государства. Если вы допускаете этот перекос – все остальное частности.
«СП»: – Путинское повышение зарплат страхует от коррупции?
– Чтобы у чиновника были мотивы трудиться, у него должно быть представление, что система устроена справедливо, в том числе, по отношению к нему. Но это, разумеется, не страхует от коррупции. Кроме пряника должен быть еще и кнут. А кнута нет – это мы видим как по делам 15-летней давности – Чубайсов, Вавиловых, Кохов, так и по нынешнему делу Сердюкова и его окружения.
«СП»: – Бюджет сейчас секвестируют, урезают расходы на образование и здравоохранение. В то же время, растет зарплата высших чиновников. Это нормально?
– Нормально было бы, если бы люди пришли на выборы и решительно отвергли такую власть. Если люди на выборы не приходят и власть не отвергают – значит, с ними можно делать, что угодно. В том числе то, что делает сейчас президент Путин.
|