https://news.mail.ru/politics/23453914/
29.09.15 Русская служба Би-би-си
Специалист по Ближнему Востоку Чарльз Листер полагает, что главное зло в сирийском конфликте — сам Башар Асад. По его мнению, военное участие России в этом противостоянии стало возможным из-за провала политики США.
И снова Сирия в заголовках мировых новостей. Пока десятки тысяч беженцев пускаются в опасное путешествие к берегам Европы, западные политики столкнулись с еще одним непреднамеренным последствием своей нерешительной политики, не сумевшей остановить конфликт, из-за которого погибли уже 250 тысяч человек и еще 11 миллионов лишились крова.
На фоне всего этого хаоса Россия начинает уже вторую за полтора года наступательную военную операцию за пределами своих границ. Всего за три недели Москва отправила на северо-запад Сирии 28 боевых самолетов, 14 вертолетов, десятки танков, системы ПВО, а также 2000 военных.
Заявления России о том, что ее войска находятся на территории Сирии только для того, чтобы бороться с «Исламским государством», следует воспринимать с изрядной долей скепсиса. Широко известно, что Москва считает всю сирийскую оппозицию исламскими радикалами, представляющими угрозу международной безопасности.
Действительно, «Аль-Каида», «Исламское государство» и прочие организации того же толка являются сильными игроками на сирийских подмостках, но все же огульные утверждения Москвы явно не соответствуют действительности.
© AP 2015
Провалы политики Запада
К сожалению, вмешательство России в сирийский конфликт стало ответом на полный провал политики США по Сирии.
Сначала в конце июля одна группа обученных и вооруженных американцами повстанцев была похищена и частично убита боевиками «Аль-Каиды», теперь, несколько дней назад, вторая группа отдала боевикам половину своего транспорта и четверть боеприпасов.
Катастрофический провал — самое мягкое определение этой американской миссии в Сирии.
И США, и их европейские партнеры совершенно оторваны от сирийских реалий, и это опасно. Все одержимы «Исламским государством», а остальные проблемы, разъедающие страну, либо игнорируются, либо неверно трактуются.
Эту оторванность от реальности лучше всего демонстрирует недавнее совместное заявление американцев и европейцев, в котором говорится, что немедленный уход в отставку Башара Асада, возможно, и не является главным условием для урегулирования сирийского кризиса.
Неспециалист, возможно, не усмотрит в этом заявлении ничего нелогичного, но оно не учитывает тот факт, что более 100 тысяч сирийцев с оружием в руках сражаются против режима Асада и поклялись довести дело до конца.
Увлекшись геополитическими хитросплетениями, все, похоже, позабыли или намеренно игнорируют одну простую истину: Башар Асад не может и не должен рассматриваться как менее вредоносная альтернатива ИГ.
© AP 2015
Асад вырастил ИГ
С первых дней революции Асад и его аппарат последовательно способствовали расцвету джихадизма. Политика помощи джихадистам и подстрекательства их, а также манипулирование ими в интересах Дамаска, — это старая семейная практика семьи Асадов, применявшаяся, как минимум, с 1990-х годов.
Выпустив на свободу заключенных алькаидовцев в 2011 году, Асад спровоцировал рождение у себя в стране обширного исламистского движения, в которое вошли также организации, аффилированные с «Аль-Каидой». А затем, решив не бить по позициям ИГ, он позволил группировке окрепнуть и превратиться в международное движение «Халифат», коим они себя сегодня и считают.
Параллельно режим Асада проводил последовательную политику преднамеренного массового уничтожения мирного населения — сначала путем авианалетов и использования баллистических ракет, затем применяя бочки со взрывчаткой и, как многие утверждают, химическое оружие.
Башар Асад отточил и сделал массовой практику пыток в заключении, а на беззащитных сограждан, оставшихся на свободе, обрушивал средневековые наказания, такие как длительные осады десятков городов.
Таким образом он «зачищал» свой собственный народ. Он грубо нарушал резолюции Совбеза ООН. По некоторым источникам, именно Асад несет ответственность за 95% жертв среди мирных жителей, а это 111 тысяч человек с 2011 года.
Бесспорно, «Исламское государство» — могущественный противник в Сирии и бороться с ним необходимо, но опасности, что его бойцы в скором будущем начнут наступление на Дамаск, нет. «Аль-Каида» тоже не ослабляет натиск и представляет собой более долгосрочную, чем ИГ, угрозу. Но в конечном счете, главной причиной сирийского кризиса являются Асад и его режим.
© Reuters
Над пропастью с закрытыми глазами
Какой бы сложной ни была эта задача, мировое сообщество несет на себе и моральную, и политическую ответственность за будущее Сирии, оно обязано найти способ для воцарения там прочного мира. Для этого необходимо сотрудничество с сирийцами всех уровней, включая вооруженную оппозицию и принимая во внимание ее мнение.
Вопреки расхожему мнению, сирийская оппозиция не расколота. Напротив, в последнее время она уделяет много внимания выработке единой политической программы. Это различные группы, состоящие исключительно из сирийцев и ставящие свои цели только в границах государства, чего не скажешь об ИГ и «Аль-Каиде».
Всего этих групп около 100. Опасаясь, что им не позволят принимать участие в определении будущего своей страны, наиболее многочисленные из них ведут переговоры о создании единого политического органа.
Но правительства западных стран игнорируют вооруженную оппозицию, что таит в себе немалую опасность.
Многие готовы согласиться, что требования России и Ирана оставить Асада во главе страны, в сложившейся ситуации разумны, но это только продлит и еще более ожесточит конфликт. А более всего это сыграет на руку джихадистам, которые покажут миру все, на что они способны.
Большинство беженцев, осаждающих сейчас границы Европы, бегут от мясорубки Асада, а не от ИГ или «Аль-Каиды». С тех пор как сирийцы вышли на улицы в марте 2011 года, реакция Запада все время была невнятной и уклончивой, но сейчас миру нужны политики, способные принимать решения. К сожалению, в настоящий момент нами правят люди, которые ходят над пропастью с закрытыми глазами.
Чарльз Листер, Приглашенный эксперт, Центр Брукингса в Дохе
Путин: в Сирии есть только одна легитимная сила — армия Асада
|