— 24.03.11 13:05 — ФОТО: РИА «Новости» Востоковед Гумер Исаев о событиях в Ливии ― То, что в конфликт в Ливии вмешались западные страны, автоматически означает другой сценарий, нежели был в случае Туниса и Египта. Можно ли сказать, что в Ливии повторяется то, что было в Афганистане и в Ираке? Можно ли провести параллели между Муамаром Каддафи и, например, Саддамом Хусейном? ― Механизмы вмешательства во внутренние дела неугодных стран очень похожи. Параллели с Ираком очевидны. Агрессии предшествовала информационная подготовка, главной целью которой было оправдание необходимости свержения действующего режима. В Ираке режим Хусейна неожиданно был обвинен в тайных разработках оружия массового поражения, по поводу чего в СМИ развернулась активная дезинформационная кампания. Достаточно вспомнить Колина Пауэлла, показывавшего всему миру фотографии иракских секретных объектов или изображения мобильных лабораторий, где иракцы разрабатывали ОМП. В случае с Ливией акцент был сделан на «кровожадность» режима, раскручен сюжет с жестоким подавлением мирных демонстрантов. Мировое сообщество было заранее подготовлено к ракетно-бомбовым ударам.
Как только стало понятно, что мятежники проиграли, неожиданно быстро был собран Совет Безопасности ООН и принята резолюция № 1973 с пространными формулировками, которые, по сути, развязывали руки антиливийской коалиции и привели к авиаударам по стране. Кроме схемы, общей с «иракской», есть еще более неприятная перспектива повторения иракского же результата. Ливия может прекратить существование де-факто, как это случилось с Ираком. На месте Ливии и Ирака образуются «черные дыры». ― С 1977 года в Ливии провозглашена джамахирия ― форма общественного устройства, которая отличается от монархии и республики (на уроках географии в школе часто проводятся параллели между новгородским вече и джамахирией как высшими формами демократии, где осуществляется прямое народовластие). Действительно ли ливийская джамахирия была уникальной формой правления или же народные волнения 2011 года в этой стране говорят о том, что никакой демократии в ней не было? ― Идеи «третьей мировой теории», которые привели к созданию государства масс ― джамахирии, могут показаться очередной социальной утопией, которую пытался претворить в жизнь экстравагантный полковник Каддафи. В «Зеленой книге», где Каддафи излагает основы «третьей мировой теории», удивительным и зачастую парадоксальным образом переплелись ислам, панарабизм и концепции анархистов (Кропоткина и Бакунина). На мой взгляд, предлагая схему прямого народовластия, Каддафи пытался побороть трайбализм, столь сильный в ливийском обществе и мешавший его модернизации. Именно через реализацию идеи «государства масс» была предпринята попытка преобразовать ливийское общество, разделенное родоплеменными отношениями, вывести его на новый уровень развития. Если говорить о демократии, то режим Каддафи корректно сравнивать не с западными, а с африканскими и азиатскими режимами, где зачастую при наличии внешних признаков демократического общества у власти находятся куда более авторитарные лидеры.
Если же обратить внимание на социально-экономическую систему, которая существует в Ливии и предполагает справедливое распределение доходов от продажи нефти между ливийцами, то в сравнении с многими «демократическими» соседями Ливия выглядит гораздо презентабельнее. Что бы ни говорили сегодня об универсальных ценностях демократии, недопустимо навязывание их силой, тем более с грубым игнорированием сложившихся веками политических традиций. ― Ваше мнение о дальнейшем развитии событий...
|