https://svpressa.ru/society/article/290471/
19 февраля 2021 г.
Продуктовые карточки: как сделать, чтобы перед 20 млн россиян забрезжил свет в конце тоннеля
Сергей Аксенов
С ценами на продукты ситуация швах. Любой обычный россиянин, тот, кто живет на зарплату и сам ходит в магазин это знает. Подсолнечное масло по 110 рублей. А перед Новым годом было 80. И это уже после вмешательства государства. А так доходило до 130-ти. Та же ситуация с сахаром. С курятиной и яйцами. Колбаса — главное русское мясо и сосиски — палочка-выручалочка жителей мегаполисов вот-вот подорожают на 15%. Держится только хлеб. И то с трудом. Благодаря госрегулированию. Цены же на большинство базовых продуктов (гречку забыл!) выросли на десятки процентов. Никакой инфляции в 4 процента в продовольственном секторе нет. По данным «Ромир», за 2020 год она составила 14%. А с тех пор был еще скачок.
Фото: Александр Чумичев /ТАСС
Конца и края этому подорожанию не видно. Гуру рыночной экономики со страниц СМИ не устают объяснять нам причины. Такова их работа. И причин этих оказывается множество. Первой называют, конечно, пандемию. Мол, торговля стремится отыграть убытки, понесенные за прошедший невероятно трудный для всех год. Не поспоришь. К тому же сбой поставок нервирует рынок, который стремится подстраховаться на будущее. Кроме того, сильная зависимость отечественного производства от импорта, вынуждает переплачивать за оборудование, упаковку и сырье. Но самый мощный фактор — связанность российского рынка продовольствия с мировым. Пока там, на биржах, платят хорошую цену российские производители будут стремиться вывозить еду за рубеж.
Препятствовать этому обязана власть. Существует простой и эффективный механизм заградительных экспортных пошлин, другие методы. Но для этого нужна непреклонная воля. А у нас Минсельхоз лишь недавно приступил к мониторингу цен на регулярной основе. То есть до этого государство вмешивалось спорадически, случайно. Гайдаровщина, слепая вера в высшую справедливость рынка крепко засела в головах наших чиновников. Кажется, они даже побаиваются применять свои регулирующие полномочия. Гайдар мертв, но что скажет Кудрин? Вдруг заругает. Если они и готовы пойти против идеологии рынка, то только в интересах лоббистов. Ведь это другое… Увы, интересы ширнармасс, волнуют начальство в последнюю очередь.
Вот только вопрос этот не только экономический, но и политический. Резкое подорожание продовольствия в выборный год… Бр-р-р-р, что может хуже для правящей элиты? Тем более, что падения мировых цены не предвидится. Напротив, нынешний шестилетний максимум будет побит, утверждают в Продовольственной организации ООН. А значит вопрос надо решать системно, на политическом уровне. Профильная вертикаль чиновников, очевидно, нуждается в стимулирующем пинке высшего начальства. В российской реальности такое может сделать только президент. Решение ему уже подготовили. На прошедшей на днях встрече Владимира Путина с лидерами думских фракций речь зашла о поддержке малоимущих россиян с помощью продовольственных сертификатов.
Абсолютно левая тема. В стране 20 млн бедных — тех, чей доход ниже прожиточного минимума, который у нас и так скудный (10−11 тысяч рублей). Живые деньги этим людям ой как нужны. На оплату коммуналки, транспорт — доехать до работы, на интернет, наконец, без которого сейчас ни детей не выучишь, ни причитающиеся госуслуги не получишь. Если благодаря государству эти люди получат гарантированный продуктовый набор, они смогут хоть как-то сводить концы с концами. Механизм поддержки прост: гражданин расплачивается в магазине сертификатом, а государство компенсирует торговой организации эту сумму из бюджета. Предварительно ее размер определяют в 25% от прожиточного минимума. То есть 2,5−3 тысячи рублей в месяц. Закон (возможно, его предстоит доработать) уже ждет рассмотрения в Госдуме.
Речь идет о самых простых, базовых продуктах. Естественно, отечественного производства. Финансируя их покупку бедными россиянами, государство стимулирует таким образом собственных производителей. Они получат гарантированный и что важно для сельхозпроизводства прогнозируемый спрос. Торговля тоже выигрыше — не все ли равно как получать деньги за товар — наличными в кассе или безналом из бюджета? Но главное, 20 млн сытых россиян перед которыми забрезжит свет в конце тоннеля. Они сами, их дети не только будут накормлены, но и почувствуют, что живут в стране, где понятие солидарности — не пустой звук. Как, кстати, и понятие «социальное государство», записанное в нашей Конституции.
Легко прогнозировать политическое поведение таких россиян, их позицию на выборах. Вряд ли они захотят разрушения общества, страны, которая заботится о них. Президент сам недавно объяснял уличные бунты навальнистов неустроенностью и бедностью. Так почему бы не решить эту проблему хотя бы отчасти? Но Путин пока осторожничает. В беседе с парламентскими лидерами он предложил обдумать тему. «Есть и плюсы, и проблемные вопросы, которые надо порешать», — пояснил он, добавив, что на спаде пандемии вопрос, наверное, стал менее актуален. Чувствуется, что президент чего-то опасается, медлит… Понятно чего. Неприятного ему словосочетания «продовольственные карточки». Не хочет, чтобы в газетах писали, что «при Путине», мол, опять ввели талоны на еду.
Его можно понять. Решение еще не принято, но некоторые СМИ не удержались от хайпа. «Нет денег на еду: в России вновь появятся продуктовые карточки» — такие заголовки уже можно встретить на просторах сети. Политическую борьбу никто не отменял, а здесь такой повод представился укусить власть. Можно вспомнить как поздесоветские годы выпускали талоны на сахар, водку, другие базовые продукты. Вот только это лукавство. Тогда речь шла о снабжении всего населения в условиях тотальной нехватки продовольствия (опустим ее причины). Сейчас предлагается всего лишь форма поддержки малоимущих. Карточки, нужны для того, чтобы гарантировать приобретение продуктов, а не растрату госсредств, например, на алкоголь. Но хайпожры в эти тонкости не хотят вникать.
Между тем, продовольственные сертификаты как форма поддержки малоимущих чрезвычайно широко распространены в мире. Причем, именно в «первом», странах, которые принято называть «золотым миллиардом». И понятно почему. Чтобы устроить у себя масштабную программу поддержки населения, нужно иметь для этого средства. Бедные страны никому не помогают — крутитесь как можете сами. Богатые же могут такое себе позволить. Например, Соединенные Штаты, где food stamps (продовольственные сертификаты) пользуются 43 млн человек. Почему бы России не быть как Америка?.. Та же социальная технология применяется и в Европе. В Британии или, например, в Италии. Путин дружит с Берлускони, может спросить.