http://smartnews.ru/regions/kazan/6005.html
Международный культурный центр духовного единения — так громко назвал свое сооружение в поселке Старое Аракчино в городе Казани художник, архитектор, скульптор, целитель и общественный деятель Ильдар Ханов. Возводить этот удивительный на вид комплекс он начал на собственные средства и с помощью добровольцев в 1994 году. В ансамбле соседствуют православная церковь, мусульманская мечеть, иудейская синагога, пагода. В проекте предусмотрены купола и другие знаковые элементы культовых зданий 16 мировых религий, в том числе исчезнувших цивилизаций. При этом службы и обряды в комплексе не проводятся.
Прислала
Наталья Гребнева
Вселенский Храм не задумывался как место, где бок о бок будут молиться люди разных религий. Люди пока не пришли к Единобожию. Храм – архитектурный символ всех религий, музей религий. Эту идею я вынашиваю с юности. Обсуждал ее с Рерихом — он меня поддержал. Но тогда в нашей стране не было возможности. Меня, правда, приглашали Фидель Кастро и Джавахарлал Неру. Но я решил, что храм должен строиться там, где лежат мои предки. Но много лет я никак не решался: не было благословения высших сил. Во время медитации в апреле 1992 года ко мне явился старец и сказал: «У тебя во дворе стоят лом и лопата. Встань завтра рано утром и начни копать». Так я и поступил. Копал 10 часов без передыху… Местные и приезжие бизнесмены помогали, кто чем мог.
Ильдар Ханов, автор храма всех религий
Вселенский храм Ильдара Ханова (храм всех религий). Фото: Максим Богодвид/РИА Новости
В храме открыты и действуют картинная галерея, где проходят не только выставки, но и мастер-классы, концертный зал, в котором проводятся музыкальные и поэтические вечера, театр. Главный купол храма сделан вращающимся — под ним задумана обсерватория. Отдельно в комплексе соседствуют православный, католический с настоящим органом, буддистский с золотой статуей Будды, мусульманский залы.
В феврале этого года Ильдар Ханов умер, однако у него осталось много последователей, которые хотят продолжить его дело.
Там ребята организовывают благотворительный фонд «Международный культурный центр Ильдара Ханова». В него войдут родственники, друзья, ученики Ильдара, а также видные люди республики, России, зарубежья. Будет функционировать попечительский совет, состоящий из политиков и бизнесменов. Завещания он не оставлял, наследниками его стали родная дочь и сестра. Сейчас пишется устав фонда, нужна общественная поддержка, чтобы творение не кануло в Лету. Потому что Ильдар — художник мирового масштаба. Это единственный в мире подобный толерантный объект. Я думаю, со временем здесь будет что-то наподобие института искусств или академии.
Ильгиз Ханов, художник-иконописец, брат Ильдара Ханова (создателя Вселенского храма), SmartNews
Прислала
Наталья Гребнева
Фото: Максим Богодвид/РИА Новости
Специалистами творение Ильдара Ханова оценивается неоднозначно — как с критикой, так и с похвалой.
Экспертное мнение
Василий Иванов
краевед, научный сотрудник Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований, г. Казань
— Пока туристов не возят в храм всех религий, а зря. Ведь этот храм — памятник идее экуменизма, идее объединения всех религий. Он уникален в мире. По опыту знаю, ведешь приезжих друзей в кремль — они пофотографируют, расскажешь легенду о Сююмбике — впечатлений особо нет. А когда привозишь в храм — начинают балдеть, расспрашивать, удивляются.
Экспертное мнение
Зуфар Гимаев
художник, председатель правления Союза художников РТ, председатель ОВТОО Союза художников России в Татарстане
— Это произведение искусства, а не архитектуры. Мне оно нравится. Когда проезжаем на поезде или машине мимо, все мои спутники, даже не зная, что это такое, в восхищении. Есть те, кто не одобряют с религиозной точки зрения, но, когда вопрос касается архитектуры и красоты, все склоняются единодушно, что это красиво. Ханов был моим другом. В его храме настрой особенный — не знаю, дело в самом художнике или здании, — человек, который там побывал, выходит оттуда воодушевленным и здоровым. Как место паломничества, как центр духовной культуры оно должно остаться.
Некоторые эксперты считают, что всерьез относиться к храму всех религий не стоит.
Экспертное мнение
Азат Сайфуллин
архитектор ООО «Премиум»
— Общей цельной, выверенной композиции нет. И даже говорить об эклектике не приходится. Это больше псевдоархитектура. Говорят, что туда люди ездят постоянно и издалека. Но это не сам объект интересен с зодческой точки зрения, а то, что там человек жил необычный и привлекал последователей.
Экспертное мнение
Азат Хайрутдинов
архитектор-дизайнер (частная практика)
— Это просто художественная инсталляция, перформанс, а не архитектурный объект. Самодеятельность, имитация. Архитектура имеет свои законы. Там же просто использованы цитаты из прошлого — макушки церквей, мечетей. Идея неплохая — объединить, но форма подачи наивная, непрофессиональная. Зря потраченная энергия. В 90-е годы начинали строить коттеджи а-ля замки, это что-то подобное. Мы в XXI веке живем, бревенчатые избушки и замки из красного силикатного кирпича строить уже невозможно — это прошлый век. Этого до сих пор часто не понимают у нас. Стоит поучиться на примере церквей в стиле хай-тек на Западе, в других странах.
Read more: http://smartnews.ru/regions/kazan/6005.html#ixzz3gZsAyh00
|