http://www.regnum.ru/news/polit/1865063.html
11.11.2014 18:04
4 ноября в минской «Арт-усадьбе» и на белорусском портале Tut.by состоялась премьера пропагандистского документального фильма о польском восстании под предводительством Винцента Константы Калиновского — «Шляхам паўстанцаў» («Путём повстанцев»). Участвовавшие в создании фильма представители белорусской «свядомай» интеллигенции (в числе которых был священник одной из канонически непризнанных белорусских автокефальных православных церквей Леонид Акалович) в очередной раз повторили набившие оскомину мифы о якобы белорусского характере антиправительственного мятежа 1863 года: из Калиновского сделали лидера белорусского национально-освободительного восстания против «москалей», а графа Михаила Николаевича Муравьёва, подавившего восстание, объявили врагом белорусского народа, приписав ему нечеловеческую жестокость и решение о запрещении белорусского языка. В конце сей кинематографической агитки историк Алесь Кравцевич заявил, что Кастусь Калиновский — это «такой образ, на котором мы можем воспитывать молодое поколение, закалять нашу нацию», а художник Алесь Марачкин указал на актуальность Калиновского в связи с заявлением президента Путина о возрождении Великой России, предполагающим, по мысли художника, расширение российской территории.
Процесс героизации Калиновского, являющегося примерно таким же символом местечкового национализма в Белоруссии, как Степан Бандера на Украине, весьма показателен. Изначально Винцент Константы Калиновский был руководителем польского восстания на территории Литвы и Белоруссии, ставившего своей целью воссоздание Речи Посполитой в границах 1772 года (т.е. с Белой Русью в её составе). О польском самосознании Калиновского говорит, например, его обращение к жителям Белоруссии в «Письме Яськи-Господаря из-под Вильны к мужикам земли польской»: «…разве ж мы, децюки, сидеть будем? Мы, что живём на земле польской, что едим хлеб польский, мы, поляки из веков вечных».
Также следует обратить внимание на составленный Калиновским «Приказ-воззвание Виленского повстанческого центра к народам Литвы и Белоруссии» от 11 июня 1863 года, в котором Винцент Константы угрожает неразумным белорусам, посмевшим помогать российским правительственным войскам: «За вашу долю кровь проливают справедливые люди, а вы, как те Каины и Иуды Искариотские, добрых братьев продавали врагам вашим! Но польское правительство спрашивает вас, по какому вы праву смели помогать москалю в нечистом деле?! Где у вас был разум, где у вас была правда? Разве вспомнили вы о Страшном суде Божьем? Вы скажете, что делали это поневоле, но мы люди вольные, нет у нас неволи, а кто хочет неволи московской — тому дадим виселицу на суку». И это были не пустые угрозы: в период восстания банды Калиновского (так называемые «жандармы-вешатели») убили, по разным данным, от 500 до 2000 мирных жителей белорусских губерний.
«Польскость» Калиновского не повергалась сомнению вплоть до Первой мировой войны, когда в связи с подготовкой к «незалежнасці» белорусским националистам срочно понадобился национальный герой с антирусским бэкграундом. Выбор пал на Калиновского, поскольку, во-первых, к концу Великой войны участников восстания 1863 года практически не осталось, и, соответственно, никто не мог возразить против придуманной «белорусскости» польского мятежника, во-вторых, в польской историографии начала XX века Калиновский являлся в лучшем случае героем второго плана, а потому полякам было не жалко уступить его белорусским националистам (отметим, что с Тадеушем Костюшко, которого также пытались «обелорусить», подобный фокус не прошёл, поскольку его образ был крайне важен для польского национального самосознания).
Как убедительно доказал современный белорусский историк А.Д. Гронский, автором мифа о «белорусе Калиновском» был известный политический авантюрист Вацлав Ластовский, успевший за свою жизнь побыть и премьёр-министром «незалежнай» Белорусской Народной Республики, и советским чиновником от науки. Для того чтобы придать образу польского повстанца белорусские черты, Ластовский переименовал Винцента Константы в Касцюка (затем имя «Касцюк» трансформировалось в «Кастусь»), а также прибегнул к откровенным фальсификациям исторических документов.
Окончательно образ Кастуся Калиновского как белорусского героя укоренился в массовом сознании благодаря большевистской пропаганде. В 1928 году на советские экраны вышел один из первых белорусских фильмов, так и называвшийся — «Кастусь Калиновский». В финальную часть картины была помещена вот такая милая сцена: «Восстание подавлено. Калиновский схвачен. Перед казнью с эшафота он обращается с прощальным словом к народу: „Слышишь, Беларусь! Верю — будет вольная Беларусь трудящихся, рабочих и селян!“ „Слышим!“ — звучит в ответ». Примечательно, что в новом фильме «Путём повстанцев» используются кадры из этой советской картины.
В 1943 году в честь Калиновского была названа советская партизанская бригада, действовавшая в Гродненской области. В том же 1943-м народный поэт БССР Петрусь Бровка написал известное стихотворение «Кастусь Калиновский», позднее вошедшее в школьную программу по белорусской литературе. В нём Калиновский представал в образе… колхозного тракториста.
Таким образом, стараниями белорусских националистов и советских пропагандистов Калиновский стал едва ли не главным героем белорусского национального пантеона. Сегодня его образ активно эксплуатируется «свядомай» оппозицией: во время антилукашенковского «майдана» в 2006 году протестующие переименовали Октябрьскую площадь в центре Минска в площадь Калиновского; его именем названа действующая в Польше программа обучения белорусских студентов, изгнанных из вузов РБ по политическим мотивам; портреты предводителя польского восстания являются непременным атрибутом многих оппозиционных манифестаций. При этом власти РБ стараются не отставать от своих оппонентов по части поддержания культа «белоруса Кастуся». Так, в прошлом году Министерство связи и информатизации РБ выпустило в обращение карточку с маркой «175 лет со дня рождения Кастуся Калиновского», в Президентской библиотеке прошла выставка, посвящённая 150-летию восстания 1863 года, а на здании Центра олимпийского резерва по борьбе имени Александра Медведя была восстановлена памятная доска в честь Калиновского (это при том, что минские городские власти категорически отказались восстанавливать в белорусской столице памятник Александру II, при котором польский мятеж был подавлен).
Вместе с тем в Белоруссии действует строгое табу на объективное рассмотрение деятельности графа Муравьева по усмирению мятежа, в связи с чем у белорусских граждан складывается искажённое представление о событиях полуторавековой давности. В белорусской историографии Муравьёва принято именовать не иначе как «вешатель» и «палач белорусского народа». Однако «национально сознательные» историки замалчивают тот факт, что польское восстание было подавлено российскими войсками при деятельной поддержке белорусов. По приказу графа Муравьева были созданы крестьянские вооружённые формирования — сельские караулы. Видя бесчинства банд Калиновского и не желая возвращения своих земель в состав Польши, крестьяне самоотверженно сражались против польских инсургентов, а пойманных мятежников передавали в руки законных властей. За помощь в подавлении мятежа сотни крестьян белорусских губерний были удостоены высоких государственных наград. Так, 1 апреля 1866 года гродненский губернатор получил 777 медалей «За усмирение польского мятежа» для вручения их чиновникам и крестьянам губернии. За исключением четырех чиновников, все награждённые были крестьянами, служившими в сельских караулах.
Кроме того, занимая пост губернатора Северо-Западного края, М.Н. Муравьёв проводил социально-экономическую политику в интересах белорусского крестьянства, придавленного все предыдущие годы польской шляхтой. В одной из записок Государю Императору граф следующим образом определил цель своих реформ в Белоруссии: «Необходимо так обеспечить крестьян в Западном крае, чтоб они не имели нужды прибегать к пособию от владельцев. Крестьянское население составляет главный оплот нашего в крае владычества, и оно должно быть поставлено в полную независимость от владельцев-поляков, всегда нам враждебных».
Западнорусская интеллигенция в сегодняшней Белоруссии пытается восстановить честное имя графа Муравьёва, оклеветанного многочисленными поклонниками Кастуся Калиновского, однако у неё нет ресурсов, необходимых для эффективного противостояния самостийному агитпропу. Меж тем миф о Калиновском, имеющий нарочито русофобское содержание, всё больше укрепляет свои позиции в белорусском обществе, особенно среди молодёжи. Казалось бы, события на Украине наглядно продемонстрировали, к каким чудовищным последствиям может привести постсоветскую республику антирусский местечковый национализм, однако, судя по тому, что в Белоруссии продолжают выходить пропагандистские фильмы о боровшихся с Москвой лже-белорусах, политическая и интеллектуальная элита РБ не желает учиться на чужих ошибках.
Подробности: http://www.regnum.ru/news/polit/1865063.html#ixzz3InwPtjXZ
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM
|