http://svpressa.ru/politic/article/152419/
12 июля 20:46
Польские русофобы пытаются переложить вину за Волынскую резню с украинских националистов на Россию
Дмитрий Родионов
Министр обороны Польши Антони Мачеревич заявил, что Россия дала толчок Волынской резне, сообщает польский портал Kresy.pl. По его словам, за зверствами бандеровцев на Волыни стоит Москва.
По утверждению политика, именно Россия является настоящим врагом, использовавшим националистические силы в событиях 1939−1945 годов. Именно русские «использовали» украинских радикалов, пишет заявил Мачеревич. Он также подверг критике предыдущие правительства, которые, по его мнению, прекратили говорить правду о Волыни.
При этом он уверен, что волынские события являются геноцидом.
Кроме того, Мачеревич уверен, что возрождение украинского государства — это в интересах Польши.
Ранее, 8 июля, в своей резолюции геноцидом назвал «Волынскую резню» польский Сенат (верхняя палата парламента). Однако в документе подчеркивается, что геноцид устроили украинские националисты. Сенат порекомендовал Сейму признать Волынскую трагедию геноцидом. Кроме того, согласно предложению Сената, память жертв преступлений необходимо должным образом увековечить, и объявить 11 июля Национальным днем памяти жертв Волынской резни, «как того требует историческая правда».
Памятник жертвам Волынской трагедии в Варшаве (Фото: president.gov.ua)
Отметим, что в ходе дискуссий в Сенате представители оппозиции обратили внимание на то, что, принятие документа может привести к серьезным международным последствиям, в частности, он вызовет недовольство Украины, где ОУН-УПА* признана «борцом за независимость» страны, а Московский проспект в Киеве за день до решения сената был переименован в честь Степана Бандеры.
В Киеве сразу пообещали дать симметричный ответ. Заместитель главы комитета Верховной Рады Украины по иностранным делам Борис Тарасюк заявил, что украинский парламент готовит заявление в ответ на «антиукраинскую» резолюцию польских коллег.
«Мы ожидаем, что 19 июля Сейм Польши примет решение огласить 11 июля Национальным днем памяти жертв геноцида украинских националистов. В связи с этим мы на этой неделе внесем предложение о принятии ответного заявления Верховной Радой», — цитирует парламентария «Корресподент.net».
Тарасюк также подчеркнул, что «впервые польский парламент принимает антиукраинскую резолюцию такого содержания относительно жертв Волынской трагедии и выходит за рамки этой трагедии».
Напомним, в Польше считают, массовые убийства на Волыни и Восточной Галиции во время Второй мировой войны членами ОУН-УПА геноцидом польского населения. По разным оценками, ее жертвами стали от 30 до 100 тысяч человек. Только в один день — 11 июля 1943 года пособниками немецких фашистов были вырезаны жители 150 польских сел.
— Это старая сказка, которую вечно рассказывают некоторые украинские националисты: мол, польские села вырезались «переодетыми агентами НКВД», — говорит директор Центра евразийских исследований Владимир Корнилов.
— Но, честно говоря, из уст поляка я еще такого бреда не слышал. Это заявление не выдерживает никакой критики. Волынская резня началась задолго до подхода в те края советских войск. Есть официальные решения бандеровской ОУН о начале этой резни. Есть масса воспоминаний, в которых боевики УПА и иных нацистских формирований украинцев со смаком описывают свои «геройства» против поляков. Так что польский министр явно не в ладах с историей.
«СП»: — Стоит ли Москве как-то реагировать? Или это украинско-польские разборки, в которые лучше не лезть?
— Москва не реагирует и на более значимые заявления украинских и польских политиков. Странно было бы ожидать реакции на этот пассаж.
«СП»: — Какие ответные меры Киева вы ожидаете на решение польского Сената? Что вообще может ответить Украина в данной ситуации?
— Насколько я понимаю, Ляшко уже зарегистрировал проект заявления в ответ. Но думаю, украинские националисты в очередной раз пошумят и утрутся. В конце концов, Европарламент с подачи тех же поляков уже принимал заявления, осуждающие героизацию Бандеры и его подручных палачей из УПА. Украинские бандеровцы поругались, но продолжили свои игры в «евроинтеграцию».
«СП»: — Польша с самого начала выступала «главным адвокатом» Украины. Почему вдруг снова разговоры о «волынской резне» начались именно сейчас? Насколько они могут помешать эффективности антироссийского союза Польши и Украины?
— Так и сейчас Польша, осуждая геноцид, устроенный бандеровцами, всячески подчеркивает, что Украина остается союзником. Бандера, УПА и «Волынская резня» будут еще долго оставаться камнем преткновения между Варшавой и необандеровским Киевом. Но в основном данный вопрос постараются выносить за скобки. Во всяком случае, до обострения проблемы украинских заробитчан в Польше.
«СП»: — Насколько в целом глубоки исторические противоречия Польши и Украины? Есть ли средство их когда-нибудь сгладить?
— Рано или поздно все противоречия сглаживаются. Но иногда на это требуются века…
«СП»: — А допускаете ли вы вариант, что Польша и Россия когда-нибудь помирятся? Что тогда ждать Украине?
— Конечно, помирятся. Но будет ли в те далекие времена существовать Украина (да еще в этих границах) — это вопрос к футуристам…
— Реальность такова, что это именно советские партизаны защищали поляков на Волыни от нападений украинских националистов и именно в польских селах советские партизаны получали масштабную поддержку, — напоминает обозреватель ИА REGNUM Станислав Стремидловский.
— Даже такой ангажированный историк, как американец Тимоти Снайдер, указывал в своих работах, что иногда подразделения Украинской повстанческой армии выдавали себя за советских партизан и организовывали сбор жителей польских поселений, после чего убивали всех собравшихся. И эта политика этнических чисток нашла поддержку среди некоторых украинских крестьян Волыни. Причем, как пишет Снайдер, националисты применяли тактику, которой они овладели, будучи активными участникам в деле проведения Холокоста в 1942 году, а именно: детальное перспективное планирование и отбор объекта для проведения операции; убедительные заверения местного населения перед акцией в том, что нет никакого основания для беспокойства; внезапное окружение поселений, после чего начиналась резня.
«СП»: — Как объяснить заявление Мачеревича? Это попытка сгладить эффект от решения сената?
— Это самый интересный вопрос, потому что ни политической, ни человеческой логикой объяснить подобное поведение Антония Мачеревича невозможно. Ведь, когда он делает акцент на 17 сентября 1939 года вместо 11 июля 1943 года и говорит, что украинские националисты были только российским инструментом (кстати, почему российским, а не советским?), то повторяет зады пропаганды оппонентов ныне правящей польской партии «Право и Справедливость» (PiS), то есть той же «Гражданской платформы». Я бы хотел напомнить, что именно представители «Гражданской платформы» в лице теперь уже бывшего президента Польши Бронислава Коморовского заявляли несколько лет, что попытка переложить ответственность за несчастья поляков на Восточных Кресах на кого-то другого, нежели СССР, совершенно неприемлема. Именно сенаторы от этой партии уже в наши дни, 7 июля, когда верхняя палата польского парламента голосами PiS приняла постановление, в котором призвала Сейм установить 11 июля Национальным днем памяти жертв совершенного украинскими националистами геноцида поляков, протестовали, поскольку это якобы не способствует примирению между Украиной и Польшей.
На кого в таком случае работает Мачеревич — на свою партию или на оппозицию? Это политический аспект. Что касается человеческого, то из слов министра выходит, что кресовяки, потомки убитых на Волыни, играют лишь на руку Кремлю, требуя справедливости — крайне оскорбительное для кресовяков суждение.
«СП»: — Почему вообще Сенат Польши принял решение признать «Волынскую резню» геноцидом? Почему именно накануне варшавского саммита НАТО?
— Насколько я понимаю, руководство правящей партии поняло, что совершило ошибку, когда в лице спикера Сейма Марека Кухчиньского в начале июля пошло на сговор с председателем Верховной рады Украины Андреем Парубием, чтобы отложить рассмотрение вопроса о принятии закона о геноциде на 19 июля, то есть после саммита НАТО в Варшаве. Во-первых, украинцы все равно не оценили этот жест, переименовав тут же Московский проспект в Киеве в проспект Степана Бандеры. Во-вторых, «маневры» PiS вызвали бурное осуждение кресовяков и всех остальных поляков, помнящих о «Волынской резне. А именно эти люди и есть главный электорат партии «Право и Справедливость».
«СП»: — Каким вы видите решение Сейма? Стоит ли ждать дальнейшего обострения?
— Учитывая, что единственный политик в Польше, чей голос сейчас имеет значение, а именно президент PiS Ярослав Качиньский вчера, 11 июля, посетил столичный мемориал жертвам Волынской резни, которую он назвал геноцидом, и сказал, что на ближайшем заседании Сейм Польши примет такое же постановление о Волынской резне и установлении памятного дня, как и Сенат, можно не сомневаться в решении депутатов. Посмотрим, что будет дальше. Одна из парламентских фракций — движение Kukiz'15 — предлагает пойти дальше и установить уголовную ответственность за продвижение бандеровской идеологии и символики, не исключаю и того, что будет также предложено ввести меры наказания за отрицание геноцида. Сами можете судить, как это отразится на отношениях поляков с Украиной, где бандеровцев прославляют.
«СП»: — Насколько вообще прочна антироссийская дружба Польши и Украины? Насколько ей в будущем могут помешать исторические разногласия?
— Не уверен, что в основании «дружбы» так уж сильно заложен негатив по отношению Польши к России. Равно, как мне кажется, сама степень антироссийского компонента в польской политики на востоке немного преувеличена.
«СП»: — А как насчет российско-польских отношений? Удастся ли их когда-нибудь наладить? Какую роль в этом может сыграть Украина?
— Надеюсь, что российско-польские отношения начнут улучшаться со временем. Нужно делать осторожные, маленькие, но последовательные шаги друг навстречу другу и не ждать быстрых прорывов. И нужно вывести «украинский фактор» за скобки отношений между Варшавой и Москвой, чтобы Киев не болтался здесь третьим лишним.
* В ноябре 2014 года Верховный суд РФ признал экстремистской деятельность «Украинской повстанческой армии», «Правого сектора», УНА-УНСО и «Тризуба им. Степана Бандеры». Их деятельность на территории России запрещена.