http://svpressa.ru/post/article/115382/?rintr=1
12 марта 2015 года 20:44 | Владимир Тучков
Как индийский лидер боролся с английскими колонизаторами
12 марта 1930 года духовный лидер индийцев Махатма Ганди в знак протеста против антинародных законов Британской империи начал Соляной поход. После его окончания 80 тыс. участников акции во главе с лидером оказались в тюрьме. В результате индийцы еще больше утвердились в желании завоевать независимость. К свободе через боль и страдание
При рождении Ганди (1869 – 1948) назвали Мохандасом Каранчандом. В 1915 году с подачи нобелевского лауреата Рабиндраната Тагора все стали называть его Махатмой, что означает «просветленный», «носитель истины», «святой».
Ганди принадлежал к касте ремесленников и торговцев. Его отец занимался бизнесом и имел определенные сбережения, поэтому Ганди-младший получил возможность получить юридическое образование в Лондоне. Вернувшись на родину в 1891 году, он вскоре уехал работать в Южную Африку. Именно здесь он начал бороться за права широко использовавших на работах на рудниках индийцев. Именно в Южной Африки он сформулировал главный принцип этой борьбы – ненасильственное сопротивление, которое предполагало не только отказ от насилия, но и готовность переносить боль и страдания. Определенное воздействие на этот выбор имел Лев Толстой, с которым Ганди состоял в длительной переписке.
В 1920 году Ганди вернулся на родину, где стал внедрять в умы соотечественников свое учение, быстро завоевывая популярность в самых широких слоях населения. Причем его высоко ценили не только индусы, но и мусульмане, населявшие обширную колонию. До 1935 года Ганди возглавлял Индийский национальный конгресс. Но затем в силу политических разногласий вынужден был его покинуть. И с этого момента действовал уже самостоятельно, являя собой мощную самодостаточную «институцию», являясь духовным лидером нации.
Враг должен стать партнером
Усилия Ганди были сосредоточены на разных направлениях, поскольку индийское общество в силу исторических причин было наполнено противоречиями, которые могли в будущем помешать строительству независимого государства. Главным направлением было противостояние колониальной администрации с целью смягчения ее гнета и с последующим получением независимости.
Теория и практика ненасильственного сопротивления, сатьяграха, предполагала обращение к совести соперника и врага для смягчения его нравов. Ганди проповедовал, что именно таким образом можно разорвать цепь насилия, утверждая, что сатьяграха – это не удел слабых, а оружие сильнейших духом.
Сопротивление предполагало следованию ряду принципов, которые для британской администрации были весьма чувствительными. Ганди вдохновлял индейцев на акты гражданского неповиновения и несотрудничества. Всякий принимавший идеологию сатьяграхи должен был уйти с государственной службы, отречься от титулов, званий и наград, отказаться от службы в полиции и армии. Всякий, ступивший на путь духовного обновления, должен с презрением относиться к постановлениям и законам, исходящим от правительства. Суд, разумеется, считался неправедным. Также надлежало бойкотировать произведенные в Англии товары. Учитывая огромное население колонии, это наносило британцам значительный экономический вред.
Одной из эффективных акций всеиндийского масштаба, которую провел Ганди, стал Соляной поход. Толчком к нему было несогласие с законом о монополии на соль, который обязывал индийцев платить за нее налог. Махатма с 79-ю своими последователями вышел 12 марта 1930 года из города Ахмадабада и дошел 5 апреля до побережья Аравийского моря. На протяжении 390-километрового похода к группе энтузиастов присоединилось громадное количество жителей колонии. Два дня эта огромная армия противников соляного налога выпаривала из морской воды соль.
На снимке: в знак протеста против соляной монополии англичан, Ганди с 79-ю своими последователями вышел 12 марта 1930 года из города Ахмадабада, 12 марта 1930 года /Фото: Scherl/Global Look Press
После чего поход двинулся в сторону располагавшихся в Дхарасане солеварен, чтобы продолжить акцию неповиновения там. Однако администрация выдвинула крупные полицейские части. Путь был перекрыт, а Ганди и нескольких его последователей бросили в тюрьму.
Акция в тех или иных формах продолжалась год. За это время в тюрьме оказалось еще 80 тыс. человек. Однако сатьяграха вызвала резонанс во всем мире, где к тому времени Ганди был уже прекрасно известен как «положительный политический деятель». В результате всех выпустили на волю. И окрыленные победой индийцы продолжили протестные мероприятия.
На снимке: участники демонстрации против задержания Махатмы Ганди. Ганди был арестован после «соляного похода», 06 октября 1930 года /Фото: Scherl/Global Look Press
В конечном итоге тактика ненасильственного сопротивления дала ожидаемый результат. В Лондоне поняли, что все население колонии категорически не желает оставаться в зависимости от далекой и чужой метрополии. И нет никакой силы принуждения, которая заставила бы индийцев жить по-прежнему.
Пассажир третьего класса
Не столь заметной для внешнего мира, но не менее, а, может быть, и более сложной была борьба против кастового деления страны. Основное усилие Ганди направлял на «реабилитацию» «неприкасаемых». Он писал философско-теологические статьи, в которых доказывал, что отношение к «неприкасаемым», как к изгоям, противоречит духу индуизма. И на практике демонстрировал к ним свою приязнь, приглашая их на обед, пользуясь транспортом только для «низшего сорта» людей. В связи с чем его прозвали «пассажиром третьего класса». При этом он безрезультатно пытался найти общий язык с лидером «неприкасаемых» Бхимрао Амбедкаром. Лидер, борясь за права своей «паствы», по сути, относился к ним, как американским индейцам, добиваясь для них достойной жизни «в резервациях», то есть в изоляции. Ганди же настаивал на полной их интеграции в индийском обществе. В конце концов, Амбедкар попытался еще больше изолировать «неприкасаемых», призывая их переходить в буддизм.
Еще одна сложнейшая задача, выпавшая на долю Ганди, заключалась в примирении индусов и мусульман. Свободную страну он видел единой, в которой мирно сосуществовали бы представители всех религий. Однако перебороть набиравший силу религиозный экстремизм даже ему оказалось не под силу. Ганди тяжело переживал разделение колонии в 1948 году на светскую Индию и мусульманский Пакистан. Когда же в Индии вспыхнули межнациональные распри, то он объявил бессрочную голодовку, заявив: «Смерть станет для меня чудесным избавлением. Уж лучше умереть, чем быть беспомощным свидетелем самоуничтожения Индии».
Учитывая авторитет Ганди и непредсказуемые последствия в случае «объявленной смерти», лидеры противоборствующих религиозно-этнических группировок в середине января 1948 года были вынуждены пойти на компромисс, пообещав, что подобных эксцессов в стране больше не случится.
Однако дни Ганди были сочтены. Против него был организован заговор лидером радикальной партии «Хинду Махасабха» бомбейским миллионером Саваркаром. 20 января на духовного лидера нации было совершено покушение. Самодельная бомба не сработала. Правительство предложило Ганди охрану, но он от нее отказался. 30 января он был убит тремя выстрелами в упор. Перед смертью Махатма жестами дал понять, что прощает убийцу.
Действуя в крайне сложной политической и социальной ситуации, Махатма Ганди тем не менее смог сделать для страны главное – посеять семена, из которых выросла нынешняя мощная страна, обладающая прекрасной динамикой и большим потенциалом для дальнейшего роста.
Снимок в открытие статьи: Махатма Ганди призывает к практике «гражданского неповиновения», 1930 год/Фото: Mary Evans Picture Library/Global Look Press