http://taychibekoff.yvision.kz/post/433763
13 Октября 2014 15:00 Автор: Аскар МУМИНОВ
Петицию Тайчибекова о русском языке депутаты не подписывали и не получали
Активист Ермек Тайчибеков выступил с предложением придать русскому статус государственного языка в Казахстане. Но на этот раз – это не просто призыв, а специальная петиция, которая активно распространяется в Интернете. Депутаты Мажилиса парламента, к которым обратился активист, говорят, что никогда не видели и не подписывали никакой петиции.
Ермек Тайчибеков распространил в социальных сетях петицию о придании русскому языку государственного статуса. В своем обращении к депутатам парламента, он отметил, что прошло уже почти 24 года, с момента как Казахстан обрел независимость, и в стране имеют определенный статус два языка: казахский и русский. Казахский язык имеет статут государственного, а русский язык имеет официальный статус межнационального общения. Согласно общепринятым нормам разных стран, разница между статусами государственного и официального языков довольно размыта и в ряде случаев трактуется по-разному, кому как удобно и выгодно.
«К примеру, США, вообще не имеет ни официального, ни государственного языка. В тот же момент другие страны могут иметь два языка с одинаковым статусом. В республике Казахстан проживает 17 160 человек. Из них: казахов 11 244, русских 3 685, узбеков 521, украинцев 301, уйгуров 246, татар 203, немцев 181 тыс. человек. После прекращения существования Советского Союза, и до сегодняшнего момента, на территории Республики Казахстан по-прежнему присутствует существенный фон применения русского языка. Несмотря на то, что население имеет положительный рост в численности после негативного скачка в 1996 году, следует отметить, что присутствует отток за границу, преимущественно славянского населения. Причиной, могут быть страхи касательно языковой политики в Казахстане. Русскоязычное население в Казахстане составляет 95%, тогда как у русского языка нет государственного статуса. Для сохранения благоприятного эмоционального комфорта в Казахстане, следует придать русскому языку одинаковый статус с государственным казахским языком», - сказано в петиции.
Kursiv.kz для получения объективной картины решил обратиться как к самому автору идеи Ермеку Тайчибекову, так и к его оппонентам и к экспертам, которые имеют свою точку зрения на неоднозначное предложение.
-- Почему вдруг Вы выступили с таким предложением?
-- Здравствуйте, многоуважаемый Аскар. Я уже давным давно имею устойчивое и твердое мнение о том, чтобы у Русского языка в Казахстане был государственный статус. И эту тему поднимал несколько раз. Давал обширное интервью информационному порталу Тотал. Я выражаю не личное эгоистическое желание. Я выражаю мнение большинства жителей Казахстана. Многие люди, те же казахи испытывают существенный дискомфорт от того, что наступает целенаправленная лингвистическая казахизация. Но и это не так пугает, как такая же целенаправленная дерусификация. Русский язык является родным языком не только для этнических русских, но и для казахов. Ведь 30% слов в Русском языке имеют тюркское происхождение. А нынешние русские если так разобраться по сути, то это славянские тюрки. Это даже заметно как русские отличаются менталитетом от тех же славян на Украине, в Польше или Болгарии. У русских развито в менталитете державность, а это отголоски тюркского влияния, от тех же татар и среднеазиатских тюрков. Так, что отказываясь от русского языка, казахи отказываются от части самого себя, от своей идентичности. И это многие осознают, но вслух стесняются говорить об этом.
-- Как Вы считаете, в связи с чем вдруг неожиданно вновь актуализировался этот вопрос, как Вы расцениваете нынешний, и без того достаточно высокий статус русского языка в Казахстане, учитывая, что во многих постсоветских странах он вообще не определен?
-- Этот вопрос актуален уже давно. О нем много говорят. Но предпочитают говорить полушепотом. Здесь не стоит искать какой то специальной привязки к каким либо мифическим внешним третьим силам. Просто есть запрос в обществе и он высокий. И это нужно всем нам понимать и осознавать. Не стоит искать черную кошку в темной комнате, тем более если ее там нет. Это мой ответ моим оппонентам, которые торопясь меня окрестили агентом ЦРУ или тем, кто хочет совершить Майдан в Казахстане.
-- Каково Ваше отношение к этой петиции?
-- Статуса как такового у Русского языка нет. Нынешний статус межнационального это никакой статус. Как устные договоренности и не более. Вообще мне идея пришла сделать Русский язык государственным после того, как в июне 2011 неожиданно появилось письмо 138 видных общественных деятелей в Казахстане об отмене статуса межнационального общения у Русского языка. Я до этого момента занимался своими коммерческими делами и никогда не лез в политику, считал, что без меня люди разберутся. Но после этого, я понял, что мне нельзя находится вне политики и я понял, что нужно закрепить в Конституции за Русским языком государственный статус, чтобы уже больше никто не мог эту тему постоянно подогревать.
-- Ответили ли Вам на обращение депутаты Мажилиса, многие из них начали писать что не подписывали петицию, в которой указаны их имена?
-- Я имел общение с Танирбергеном Бердонгаровым и рядом других депутатов Мажилиса и общественными деятелями. Тема эта большая и не решается одним щелчком. Нужно разъяснять в обществе, устанавливать контакты с влиятельными лицами в Казахстане, работать в тесном контакте со СМИ и рядом ведущих независимых блогеров. Тема должна вызреть и потом только может быть решение. Я реалист, я понимаю, что мою петицию не удовлетворят сходу, а вместо этого предпочтут сослаться на то, что это якобы неактуально. Но шаг за шагом нужно идти к цели, если есть внутренняя убежденность в правоте и то, как все больше и больше людей начинают понимать, что это в их интересах. Могу лишь отметить одно, что во многом из-за неконкретного статуса у Русского языка, а он такой же как в том же Кыргызстане, значительная часть русскоязычных европейцев покинули Казахстан. Хотя наша страна не такая уж и плохая. Но люди постоянно испытывают тревогу за будущее детей, они видят как закрывают русскоязычные школы, как сокращают количество часов преподавания русского языка и литературы. Да и потом ни для не секрет, что из-за того, что только у казахского языка есть государственный статус у миллионов граждан в Казахстане нет изначально даже гипотетической возможности работать в государственном аппарате. Таджикистан в свое время излишне перестарался и сделал тотальную дерусификацию. А сегодня треть трудоспособного населения бросили свои семьи и свой дом и уехали в Российскую Федерацию на заработки. А с июля прошлого года Эмомали Рахмон спохватился и теперь наоборот зазывает 4 000 учителей русского языка в 4000 таджикские школы. Ибо таджик со знанием русского языка более конкурентноспособен на рынке труда. Это уже осознали в том же Узбекистане. Там уже изучение Русского языка считается престижным. В последние 3-4 года наблюдается тенденция повышения внимания к Русскому языку и в Азербайджане. Умные люди учатся на чужих ошибках. Я хочу, чтобы Казахстан посмотрел на своих соседей и сделал соответствующие выводы, а не доводил ситуацию до одной амплитуды, чтобы развернуть ее в естественное состояние.
-- А на самом деле, все те депутаты, которые указаны в петиции ее подписали, а теперь отказываются, получается? Ответили ли депутаты на Ваше обращение, Правда ли, что депутаты парламента, среди которых Майра Айсина, Айкын Конуров, Мурат Тиникеев подписали эту петицию?
-- С ними ведется работа. Еще раз повторюсь, придание Русскому языку государственного статуса это не получение тендера на строительство какого нибудь объекта, здесь нужно подходить основательно и поэтапно. Сначала было одно слово. Потом произнесли мои слова другие. Потом уже начинают об этом говорить депутаты. Со временем эта тема приживается и развивается. А дальше уже основное большинство подхватывает и само начинает требовать, чтобы у Русского языка был государственный статус. Но нужно также принять во внимание тот факт, что с 1 января 2015 Казахстан находится в составе Евразийского Союза. В Белоруссии у Русского языка государственный статус, хотя там этнических русских всего 7%. Будет странно и не логично, если у другого участника, то есть у Казахстана, где проживают 22% русских не будут иметь статус государственного русского языка. Кстати, в ближайшие два года Сирия и Сербия планирует у себя ввести Русский язык государственным. Не нужно пугаться таких нововведений. От этого хуже не станет. Только лучше. Миллионы людей в Казахстане просто сделают большой выдох и успокоятся, поймут, что они не квартиранты, а у себя дома. Ведь это же прекрасно, когда все граждане ощущают свое место проживания своей Родиной, своим родным домом.
-- И сколько человек уже ее подписали?
-- Вы знаете, вот к примеру это мое видеообращение я сделал вчера, на выходные, а ее за первые 24 часа просмотрели свыше 15 000 человек. То есть спрос на это мнение есть. Если бы эта тема не была актуальной, то к ней и интереса не было бы. Десятки абсолютно незнакомых людей ко мне звонили и благодарили меня за то, что я выражаю их мнение, их общественные интересы. Зато вот петицию подписали всего чуть больше 100 человек. А знаете почему? Сам интерфейс этой петиции предполагает только казахский язык. На русском языке нет. Многие не знают как заполнить на петицию, ибо там вся панель изложена только на казахском. Вот прямое доказательство, что Русский язык ущемляется. Казалось бы на таких мелких примерах. Плюс почему то этот сайт удаляет голоса, например я трижды вписывал свои данные и каждый раз мой голос пропадал, то есть например мое мнение там не учтено.
*** Депутаты Мажилиса не подписывали петицию. Депутаты это представители высшей законодательной власти. Их компетенция заключается в рассмотрении петиции и голосование за или против. Депутаты выражают мнение народа. Они никак не могли эту петицию подписать.
Депутаты, к которым обратился г-н Тайчибеков, отметили, что никакой петиции не подписывали, некоторые из них в первый раз слышат о ней.
Так, депутат мажилиса Мухтар Тиникеев категорично заявил, что ничего не подписывал.
«Я не ставил нигде своей подписи, и не являюсь членом инициативной группы. А то, что фамилия есть, так это обращение направленное на имя депутатов, которое я не получал», - сказал он.
Депутат Майра Айсина отметила, что впервые слышит о такой инициативе.
«Я была в командировке в Баку, прилетела рано утром. Автор обращается к депутатам с этой петицией. Я его обращение не видела, соответственно, не подписывалась», - сказала она.
Эксперт Института мировой экономики и политики Аскар Нурша отметил, что вопрос придания статуса государственного языка русскому сегодня неактуален. Объективно, для тех, кого реально заботит судьба русского языка в республике, важно, чтобы в условиях, произошедших в Казахстане демографических и политических изменений, не сокращалась искусственно сфера его применения и не вводились дискриминационные меры в отношения языка и его носителей, заметил он.
«Речь идет о том, чтобы не понижался статус языка. Требовать в нынешних реалиях повышения статуса русского языка, учитывая, что это противоречит официальной политике и доминирующим настроениям в обществе, нереалистично. Здесь мы видим попытку самопиара на языковой теме малоизвестных до сих пор лиц, которые, к тому же, не являются лидерами общественного мнения в Казахстане. Не исключено, что за инициаторами петиции стоят определенные круги, связанные с зарубежными центрами, которые хотят прозондировать общественное мнение и выяснить уровень поддержки в обществе этой идеи с учетом развития евразийской интеграции», - заметил г-н Нурша.
Директор республиканского центра правовой помощи Руслан Джусунгалиев сказал Kursiv.kz, что позиция государства в отношении языкового вопроса прямо и недвусмысленно обозначена, статус русского языка закреплен нормами Конституции и иными нормативными правовыми актами. «Полагаю, что раскачивание этого вопроса вносит элемент нестабильности и должно пресекаться не столько государством, сколько самим обществом», - заметил он.
Общественный деятель Ермек Нарымбаев сказал, что считает петицию провокацией со стороны Тайчибекова.
«Вброс искусственный, провокационный. Цель - дестабилизация по украинскому сценарию. Необходимо привлечение Ермека Тайчибекова к уголовной ответственности», - сказал он.
Политолог Айдос Сарым заметил, что речь идет о последствиях массированной истерии и информационной кампании Кремля, развязанной против Украины. Поскольку казахстанское информационное пространство ничем не защищено, находится под российским пропагандистским зонтиком, то у некоторых маргинальных личностей и фигур происходит некоторое замещение, желание перенести "новоросийскую" картину на местную действительность.
«Не секрет и то, что некоторая часть жителей страны, по сути, неогосударствлена, не является полноценными гражданами независимого Казахстана, не связывают свое будущее с ним. Им бы хотелось, чтобы Казахстан потерял свою субъектность и снова стал частью России. Такие заявления и выпады непременно будут вызывать ответную реакцию со стороны казахского соцуима и ничего не добавят в копилку лелеемой властями «политики стабильности». И, к сожалению, если в стране будет сохраняться двоемирие, двоенародие, такие трения будут длиться долго», - считает он.
Ермек Тайчибеков Taychibekoff
13 октября 2014, 17:37
|