http://www.mk.ru/politics/2016/02/02/pyat-tysyach-salafitov-otbili-u-silovikov-mechet-v-khasavyurte.html
Закрытие религиозных заведений уведет молодежь в террористическое подполье, считает эксперт Ахмет Ярлыкапов
02.02.16 в 15:43
Около 5 тысяч жителей дагестанского Хасавюрта и других районов республики добились от мэра города возобновления работы салафитской мечети «Северная», дверь в которую накануне заварили силовики. Полицейские даже заявили, что вообще ничего не закрывали, а только обеспечивали «общественный порядок».
В воскресенье вечером жители дагестанского Хасавюрта неожиданно для себя обнаружили большое скопление силовиков возле салафитской мечети «Северная». Правоохранители пояснили, что религиозное заведение должно быть закрыто, так как в декабре в доме имама был найден гранатомет, и вообще он вербовал террористов. Но, как только республиканский муфтият назначит нового имама (не салафита), мечеть возобновит свою работу.
фото: morguefile.com
Однако прихожан такая формулировка не убедила, поскольку, по их словам, имам мачети «Северная» известен как «последовательный противник запрещенного в России «ИГИЛ». Уже на следующий день со всего Хасавюрта и многих районов республики в город съехались около 5 тысяч человек, а оттуда они отправились в мэрию. Градоначальник Зайнудин Окмазов принял у себя делегацию протестующих из 10 человек под предводительством имама мечети «Восточной» Магомеднаби Магомедова. Через 20 минут переговоров мэр вернул им ключи от здания «Северной». . Параллельно с этим в МВД Дагестана заявили, что полицейские вообще не закрывали мечеть, а просто занимались охраной общественного порядка в этом районе.
Члены совета имамов Хасавюрта дали пресс-конференцию в Махачкале, в ходе которой заявили, что силовики пытаются заставить имамов шести хасавюртовских мечетей покинуть свои посты. Их совокупный приход составляет 12-15 тысяч человек, большая часть из которых — молодежь. «Люди озлоблены... Все должны понимать, что закрытие так называемых ваххабитских мечетей – это проблема не только салафитов», – заявил имам мечети имени Османа Нажмудин Нажмудинов.
Напомним, 29 января была закрыта салафитская мечеть в поселке Шамхал, пригороде Махачкалы. Силовики нагрянули туда перед пятничным намазом и заявили, что мечеть возобновит свою работу только после того, как муфтият Дагестана назначит в нее своего имама вместо того, которого выбрали прихожане.
Похожая ситуация сложилась в ноябре прошлого года с мечетью «Ан-Надырия» на улице Котрова в Махачкале. Духовное управление республики попыталось заменить местного салафита Хасан-хаджи Гасаналиева на своего человека, но прихожане отказались принимать нового имама. Мечеть до сих пор закрыта, полицейские охраняют ее круглые сутки.
При этом в центре республиканской столицы, на улице Венгерских бойцов, продолжает работать самая большая в республике салафитская мечеть. Закрыть ее пока не решаются, хотя в мае прошлого года один из ее проповедников - Надир абу Халид - присягнул «Исламскому государству» и призвал всех остальных мусульман последовать его примеру. Правда, сразу после этого случая руководство мечети заявило, что ислам «миролюбивая религия и не имеет ничего общего с насилием и экстремизмом».
Как известно, салафиты призывают вернуться к так называемому «чистому исламу», что на практике означает возврат в средневековье. Салафизм уже получил широкое распространение по всей стране, но как с ним бороться, пока никто не знает.
«Раньше надо было бороться с этой заразой, а закрытие мечетей больно и остро скажется на всех. Сейчас салафизм исповедует достаточно большое количество молодых мусульман... Я на это смотрю как на данность, политика исламизации, которая ведется с распада СССР, привела к этой ситуации. Пусть теперь власти расхлебывают», - рассказал «МК» житель Махачкалы Магомед Яхъяев.
Закрытие мечетей приведет только к усугублению ситуации, заявил в интервью «МК» старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Ахмет ЯРЛЫКАПОВ: «Проблема религиозного экстремизма никогда не решалась закрытием салафитских мечетей. Напротив, когда этим путем пошли в Кабардино-Балкарии, все закончилось штурмом Нальчика в 2005 году. И наоборот, когда мечеть действует открыто, властям легче взаимодействовать с ней и ее прихожанами. Нужно иметь ввиду, что салафизм, несмотря на свою риторику о «чистом исламе», разнороден. Даже в салафитской Саудовской Аравии казнят не только шиитских проповедников, но и представителей своего религиозного течения. Сейчас руководство салафитских мечетей в России готово идти на диалог с государством и искать компромиссы, нужно пользоваться этим. Закрытие же - ошибочный путь борьбы. В краткосрочной перспективе это даст чиновникам возможность отчитаться о какой-то положительной статистике, а в долгосрочной - прихожане уйдут в подполье».
Артур Аваков
|