Вторник, 21.01.2025, 10:27
   АРМИЯ  ЖИЗНИ         LIFE  ARMY
Главная | | Регистрация | Вход
«  Октябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Главная » 2014 » Октябрь » 2 » Польская фанера над Парижем
Польская фанера над Парижем
05:58
http://svpressa.ru/war21/article/99645/?rpop=1
1 октября 2014 года 14:38 | Анна Седова
Варшава шантажирует Францию и требует отказаться от поставки «Мистралей» России
Президент Чехии Милош Земан в конце сентября выступил на форуме «Диалог цивилизаций», где призвал Европу отказаться от антироссийских санкций. Примечательно, что свою речь чешский президент произнес на русском языке, хотя рабочим языком мероприятия был английский. «Любые санкции являются преградой в диалоге цивилизаций, и вместо диалога наступает молчание», - сказал Земан. Чехия уже не в первых раз высказывается за смягчение или отмену санкций против России, которые наносят серьезный ущерб и чешской экономике. 28 сентября в Праге прошел митинг, на который сотни людей вышли с лозунгами: «Нет – санкциям, да – миру!».
Тем не менее, выступление Милоша Земана шокировало некоторых европейских политиков, особенно в Варшаве, которая занимает диаметрально противоположную позицию. Главное политическое издание страны Gazeta Wyborcza не просто раскритиковало Земана, но и намекнуло, что он уже давно завербован в «агенты Кремля».

Польская фанера над Парижем. Варшава шантажирует Францию и требует отказаться от поставки «Мистралей» России
Первые лица Польши ни на шаг не отступают от антироссийской риторики и пытаются склонить к ней другие страны Евросоюза, которые демонстрируют хотя бы малую долю сомнений. Так, польский министр обороны Томаш Семоняк заявил, что Варшава может отказаться от закупки французских вооружений, если Россия получит корабли класса «Мистраль». «Я не могу скрывать тот факт, что тема «Мистралей» не помогает нам принять положительное решение по поводу поставки французских противоракетных комплексов», - сказал Семоняк в интервью газете «Жечпосполита»

Речь идет о тендере на создание новой системы противовоздушной обороны Польши. Среди финалистов осталось только два претендента – американский Raytheon и консорциум французской компании Thales и европейского объединения MBDA. Эксперты оценивают стоимость контракта, рассчитанного на десять лет, примерно в 5,8 млрд. евро. Контракт на строительство двух «Мистралей», напомним, составляет около 1,2 млрд. евро. Но если учесть, что Франции придется вернуть уже выплаченные 700 тысяч, а также заплатить неустойку и куда-то деть два корабля, построенных с учетом российских стандартов, потери могут составить около 3 млрд. евро.

Создание национальной ПРО – лишь один из элементов продолжающейся милитаризации Польши. В рамках оборонного бюджета Варшава выделяет на десятилетний период 33,6 млрд. евро на модернизацию своей военной техники, включая обновление парка бронетранспортеров, подводных лодок и беспилотных летательных аппаратов. Президент Польши Бронислав Коморовский предложил увеличить оборонный бюджет до 2% ВВП с нынешних 1,95%. А на прошлой неделе стало известно, что Варшава собирается закупить у США вооружений на полмиллиарда долларов, в том числе ракеты средней дальности AGM-158A JASSM для истребителей, которые могут поражать цели в Калининградской области, не покидая воздушного пространства Польши.

Военный эксперт, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко считает, что у Парижа и так не много шансов одержать победу в польском тендере, тем более неуместным выглядит ультиматум Варшавы.

- Со стороны Польши это откровенный шантаж. Такие демарши не носят цивилизованного характера. Можно заранее с большой долей вероятности сказать, что при выборе партнера по модернизации системы своей противовоздушной и противоракетной обороны Варшава примет за основу американские предложения. Если существует евроатлантическая солидарность на политическом уровне, то в сфере бизнеса США и Франция выступают жесткими конкурентами, в том числе за европейские рынки вооружения.

В юридическом плане контракт на поставку «Мистралей» полностью легитимен и никак не затрагивает интересы Польши. Польский демарш нужно рассматривать, как продолжение недружественной политики в отношении России. Достойно сожаления, что министр обороны Польши занимается подобного рода акциями, которые, мягко говоря, никак не украшают его, ни как политического деятеля, ни как руководителя ведомства.

«СП»: - То есть, Варшава уже сделала выбор в пользу США, но хочет объяснить это какими-то политическими причинами?

- Американские компании очень активны на польском рынке вооружений. Кроме того, сейчас начинается работа по созданию «ЕвроПРО», и там будут стоять изделия именно американской Raytheon. Логично, что Варшава прибегнет к услугам этой же компании для модернизации собственной системы ПРО. Поэтому Париж в лице Thales, скорее всего, и так не получил бы контракт на модернизацию польской системы противовоздушной обороны.

«СП»: - Насколько этот потенциальный контракт важен для Франции и Польши?

- Польша хочет модернизировать свою систему противовоздушной обороны, которая находится в достаточно зачаточном состоянии. Не совсем понятно, зачем ей это нужно, поскольку у нее и так будут позиции европейской противоракетной обороны. На территории Польши планируется разместить объекты «ЕвроПРО» - шахтные позиции ракет-перехватчиков, которые будут прикрывать польское воздушное пространство. Правда, они будут под контролем НАТО, а не Польши. Зачем при этом Варшаве вкладывать средства в модернизацию собственной национальной системы ПВО – вопрос остается открытым. Думаю, США продавят, чтобы контракт был заключен именно с американским подрядчиком.

«СП»: - Значит, угрозы Варшавы на Париж не повлияют?

- Для Парижа гораздо важнее сохранение рабочих мест и средств, потому что масштаб неустойки превысит выгоды от потенциального контракта с Польшей, не говоря уже о репутационных потерях. Отказ от выполнения соглашения по «Мистралям» нанесет Франции прямой экономический ущерб, и непонятно, во имя чего. Чтобы выполнять указания польского министра обороны?

Такие ультиматумы со стороны Варшавы вообще недопустимы. Есть контракт, который нужно выполнять, сколько бы Польша не кричала об обратном. Если Париж решит его нарушить, он понесет серьезные потери, это простой экономический расчет, а все остальное – сотрясание воздуха. Сейчас Франции предстоит самой сделать вой выбор.

Заместитель директора Центра анализа мировой торговли оружием Владимир Шварев считает, что политические заявления вряд ли повлияют на окончательный выбор подрядчика для польской ПРО. А вот сам факт военного усиления Польши, безусловно, заслуживает пристального внимания.

- В этом заявлении больше политики, потому что Франция не может отказаться от выполнения контракта с Россией из-за неустоек. Мой прогноз – относительно скоро, возможно, до конца года, санкции с РФ будут сняты, и вопрос поставки «Мистралей» решится сам собой.

Польша – апологет стран Европы, которые «поклевывают» Россию и больше всего нагнетают ситуацию вокруг Украины, обвиняя при этом Москву. Это заявление министра обороны связано только с тем, что Польша возглавляет группу стран - новых членов Североатлантического альянса, которые с наибольшим остервенением выступают против России. Но оно вряд ли практически скажется на проведении тендера.

«СП»: - Но, возможно, в этом случае для Варшавы именно политика будет на первом месте?

- Мы говорим о разработке и создании комплексной системы ПВО в рамках так называемой программы «Щит Польши». Она находится только в начальной стадии, но одно из условий тендера – большое вовлечение польской оборонной промышленности в производство ряда компонентов для будущей системы ПВО. Именно в этой части у французов есть преимущество, так как они готовы передать больше технологий, чем американцы.

Кроме того, это программа очень долгосрочная. Первые комплексы планируется разработать только к концу этого десятилетия. Поэтому соглашения о создании ПРО и поставке «Мистралей» разорваны еще и во временном отношении. Собственно, победителя тендера могут назвать через несколько лет. За это время ситуация в мире может кардинально измениться.

«СП»: - Разработка польской системы ПРО, закупка вооружений у США - все это Варшава объясняет событиями на Украине и «угрозой с Востока». Насколько серьезно нужно относиться к милитаризации Польши?

- Украина для них – только повод. С моей точки зрения, наше военно-политическое руководство недооценивает уровень боеспособности вооруженных сил Польши. Польша уже много лет назад начала политику по обновлению своей военной составляющей. Выполнена крупная закупка истребителей F-16 у США, осуществлен ряд других программ. Из всех стран бывшего Варшавского договора Польша обладает наиболее мощным военным потенциалом. Уже сейчас она может дать фору многим странам Западной Европы, а в некоторых сферах даже Германии.

В частности, в Польше очень большое внимание уделяется учебной работе, чем у нас занялись только при нынешнем министре обороны Сергее Шойгу. В Германии из-за экономии средств на обучение выделяется недостаточное финансирование, что уже сказалось на состоянии вооруженных сил. Недавно министр обороны ФРГ Урсула фон дер Ляйен признала, что Германия не может выполнить в полной мере обязательства перед НАТО. Это объясняется как раз экономией на содержании военной техники и обучении кадров. А в Польше с этим все в порядке, там высокий уровень профессионализма.

Не хочу сказать, что Варшава ратует за восстановление Речи Посполитой в прежних границах, но определенные территориальные претензии у поляков есть и к России, и к Украине. И поддерживая сейчас нынешние киевские власти и беспредел, который творится в этой стране, в Варшаве подспудно думают о своих интересах, чтобы при определенном развитии ситуации прибрать к рукам часть территории Западной Украины, которая раньше принадлежала им. Они не забыли о «Польше от моря до моря».

Заведующий сектором ИМЭМО РАН Константин Воронов считает, что, несмотря на определяющую роль «большой тройки» в ЕС, голоса, которые раздаются из Польши и Чехии тоже могут повлиять на выработку общей позиции Европы в отношениях с Россией.

- Президент имеет право высказываться, поэтому его выступление можно рассматривать, как полновесный политический акт. Выступление Земана - это позиция определенных кругов и сил в Чехии и Европейском Союзе. Возможно, она там кому-то неприятна и противоречит общей линии ЕС, но в этом объединении 28 стран, у которых есть разные точки зрения относительно перспектив проведения антироссийских санкций.

«СП»: - Не кажется ли странным, что такую относительно пророссийскую позицию заняла именно Чехия? Ведь та же Польша, напротив, чуть ли не громче всех кричит о «российской угрозе»…

- У этих позиций глубокие исторические корни. Польша, если выражаться сдержанно, всегда с подозрением относилась к политике Москвы, это связано с непростой историей наших отношений. Что касается Чехии, да, у нас был эпизод в 1968 году, но в остальном все было достаточно безоблачно и позитивно: освобождение в мае 1945 года, и серьезные культурные связи, и русская эмиграция после революции, и многое другое. Все упирается в то, что Польша и Чехия имеют разный опыт общения с Россией.

«СП»: - Влияет ли вообще позиция восточноевропейских стран на общий курс ЕС, или все эти заявления делаются только на публику?

- Конечно, влияет. Это точка зрения стран-членов ЕС, а общая позиция в этом союзе должна вырабатываться на основе консенсуса. Понятно, что очень важен вес страны, ее авторитет, экономическое состояния. Одно дело, если с какими-то заявлениями выступают страны, которые погрязли в кризисе, я намекаю на Южную Европу. И совсем другое, когда это делает такая благополучная страна, как Чехия. Не говорю уже про Польшу, которая по какой-то причине присвоила себе «право» говорить за всех «младоевропейцев».

«СП»: - Чехия не одинока в своей более взвешенной позиции по отношению к России?

- Конечно, не одинока. Помимо Чехии это Словакия, Австрия, не говоря уже про Балканы, Грецию, Кипр, может быть, даже Италию, где достаточно скептично смотрят на продолжение этой политики ЕС. Но мы же знаем, кто играет первую скрипку в европейском концерте. Многое зависит от Германии, от немецко-французского тандема, и, конечно, от Лондона, который имеет особые отношения с США и фактически служит проводником американской линии в ЕС.

«Большая тройка» определяет основной курс и подходы ЕС. Дальнейшую политику в отношениях с Россией будет решать расстановка сил в этом треугольнике. Но, возвращаясь к выступлению Земана, малые страны тоже могут сыграть свою роль в этом процессе. Это зависит от их твердости, неуступчивости, готовности возобновить контакты и продуктивное экономическое сотрудничество с Москвой.

Фото Вадим Жернов/ ТАСС.
Читайте далее: http://svpressa.ru/war21/article/99645/?rpop=1
Просмотров: 757 | Добавил: lesnoy | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 117
Статистика

Онлайн всего: 20
Гостей: 20
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz



  •  
     


      «EUROPE»

      «CHINA»

      «AMERICA»

      «POLSKA»

      «ČESKO»



     ⇒  «ЧТОБЫ НЕ БЫЛО ВОЙНЫ, ДЕЛАЙТЕ СВОЙ ГРАЖДАНСКИЙ БИЗНЕС» ⇐ 
    Copyright MyCorp © 2025
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz