http://rusplt.ru/policy/putin-mojet-poluchit-pravo-na-primenenie-voorujennyih-sil-17390.html
Игорь Молотов / Политика, Власть 08 июня 2015, 16:51
Совету Федерации порекомендовали не разъезжаться — возможно экстренное заседание
Спикер Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко не исключила, что в ближайшее время состоится внеплановое заседание, в связи с чем попросила сенаторов далеко не отлучаться. По мнению политологов, президент Владимир Путин может повторно попросить у Совфеда право на применение Вооруженных сил России за рубежом из-за напряженной ситуации вокруг Приднестровья и возможного срыва украинской стороной минских договоренностей.
«Я не исключаю, что с учетом графика Государственной думы может появиться необходимость провести дополнительное заседание Совета Федерации, поэтому прошу вас далеко не отлучаться и быть в контакте. Если такое решение будет принято, мы своевременно вас проинформируем», — сказала Матвиенко, обращаясь к сенаторам.
Об этом стало известно по сообщению «Интерфакса», но вскоре последовало опровержение пресс-службы Совета Федерации, которая, в свою очередь, порекомендовала «информацию не распространять».
«Это неправда. Такого заявления не было. Мы настоятельно просим всех эту информацию не распространять, потому что это неправда. В ближайшее время никаких внеочередных собраний не планируется», — заявила глава пресс-службы Ирина Романчева в эфире радиостанции «Коммерсантъ FM».
Владимир Путин осматривает новые образцы стрелкового оружия. Фото: Сергей Гунев / РИА Новости
Опровержение политологи находят не очень убедительным. Кроме того, заявления прокремлевских политиков, озвученные за прошедшую неделю, демонстрируют общий тон настроений, которые не исключают начала военной операции. Ухудшающаяся обстановка на юго-востоке Украины заставила высказаться и пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова. Он выразил крайнюю обеспокоенность возобновлением военных действий и гибелью мирного населения.
«Мы выражаем крайнюю обеспокоенность в связи с провокационными действиями со стороны вооруженных сил Украины, которые, насколько мы можем судить, во многом провоцируют ситуацию. В зависимости от развития ситуации будет формулироваться позиция», — отметил Дмитрий Песков.
Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин считает, что, действительно, единственная причина экстренного заседания Совета Федерации, которая приходит в голову, это предоставление президенту права применить вооруженные силы. Но в беседе с «Русской планетой» политолог подчеркнул, что следует помнить: право это отнюдь не обязательно будет реализовано.
«Пока речь идет не более чем о возможности политической демонстрации, которой является предоставление такого права. Это связано, вероятно, с беспрецедентной враждебностью Запада и новым обострением ситуации на Украине, вероятностью аннексии Молдавии Румынией (а в ее лице — НАТО и Евросоюзом. — РП.), — сказал Делягин.
Политолог также отметил, что в случае с возможным конфликтом в Приднестровье, непосредственным инструментом «переформатирования» молдавского общества, настроенного сегодня абсолютно пророссийски (в отличие от частью навязанной ему Западом после госпереворота 2009 года, а частью купленной политической элиты. — РП.), будут провокации против Приднестровья, ожидаемые в конце июля.
Миротворческий пост на мосту через Днестр в Приднестровье. Фото: Сергей Карпов / ТАСС
«Угроза этих провокаций, а также полная блокада Приднестровья, введенная 18 мая, создают крайне неопределенную ситуацию, в которой у президента РФ должны быть полностью развязаны руки. Вместе с тем Совет Федерации соберется (если соберется) не сам по себе, а в ответ на те или иные новые враждебные действия Запада», — уверен Михаил Делягин.
Два очага одной проблемы
Наиболее вероятным развитием ситуации, которое может потребовать военного вмешательства России, является обострение положения на Украине и в Приднестровье. В обеих странах происходит нагнетание ситуации, и оно может привести к серьезным последствиям. Заместитель председателя Государственной думы Сергей Железняк ранее заявил, что Москва жестко отреагирует в случае ожидаемого нападения на российских миротворцев в Приднестровье.
«Военный конфликт в Приднестровье планировался уже давно и действительно может быть осуществлен. Там более 160 тысяч наших граждан, там наши миротворцы, там наши международные обязательства. Именно в этой ситуации Саакашвили в 2008 году решился на убийство людей. Ему терять уже нечего. Киевский режим, таким образом, падет, и все последствия политики, которую осуществлял послемайданный Киев, окажутся на наших плечах. Если мы вступим в войну, то победившей стороне придется отвечать за все», — подчеркнул зампредседателя Госдумы.
Что касается Украины, то здесь четко прослеживается желание официального Киева сорвать минские договоренности. В этом уверен и первый заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам Леонид Калашников. По его словам, решение о предоставлении президенту права на использование войск может быть принято Госдумой и Советом Федерации в любой момент.
«С каждым днем обстановка на Украине становится все более напряженной. На территории ДНР и ЛНР проживают российские граждане, поэтому я допускаю, что ситуация может развиваться по сценарию Приднестровья», — подчеркнул парламентарий.
Многие другие представители парламента выразили общее мнение, что последствия политики Соединенных Штатов и эскалация конфликта на Украине вынудят Россию применить вооруженные силы. Так, депутат Вячеслав Никонов не исключает, что если «Минск-2» будет похоронен, то в этом случае у России будут основания отказаться от преамбулы Минских соглашений — гарантий территориальной целостности Украины, и это может быть еще более серьезно, чем военное вмешательство.
Возможно ли применение армии?
Впервые вопрос об использовании вооруженных сил был поднят в связи с событиями в Крыму, которые предшествовали воссоединению полуострова с Россией. Тогда, 1 марта 2014 года, российский президент попросил разрешения сенаторов использовать ВС РФ на Украине «до стабилизации ситуации в стране». Перед этим и Государственная дума, и Совет Федерации призвали его использовать весь возможный инструментарий для защиты населения соседней страны.
«Решение, конечно же, за президентом нашей страны, за верховным главнокомандующим. Но сегодня, учитывая ситуацию, даже такой вариант нельзя исключать. Мы должны защитить людей», — заявила спикер Совфеда Валентина Матвиенко.
Валентина Матвиенко, Сергей Иванов, Владимир Колокольцев, Сергей Шойгу во время заседания Совета безопасности РФ в Кремле. Фото: Алексей Никольский / ТАСС
После решения крымского вопроса, вплоть до подписания основных документов о вхождении в состав РФ полуострова Крым и города федерального значения Севастополь, Владимир Путин отозвал свое право на использование военных. Сейчас ситуация может вновь поставить на повестку дня вопрос о защите прав граждан России и русскоязычного населения на территории другого государства.
Член комитета ГД по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Илья Дроздов уверен, что в случае если Владимир Путин обратится к Совету Федерации с просьбой наделения правом на использование вооруженных сил, то такое право, несомненно, будет получено. Но парламентарий отдельно отметил, что заявление Валентины Матвиенко с рекомендацией к сенаторам может и не быть связано с таким развитием событий.
«Если потребуется разрешить президенту использовать вооруженные силы, то, конечно, сенаторы такое право дадут. Но это может быть связано с другими поводами, поскольку часть законопроектов, которые должны быть рассмотрены в Думе, переданы в Совфед. Что касается перспективы войны — совершенно точно такой войны Россия не хочет. Другое дело, что ее туда сознательно втягивают, провоцируют и потрясают оружием уже перед самым носом», — заявил РП парламентарий.
Также Дроздов подчеркнул, что сейчас российская власть предпринимает все, чтобы не вспыхнул пожар, который перекинется на многие страны, но если начнется тотальный геноцид русских и русскоязычного населения, то России придется вмешаться.
«Мы выступаем гарантом минских договоренностей и взяли на себя такую ответственность, чтобы не дать начаться большой войне, куда будут втянуты многие страны мира. Это большая ответственность, и очень тяжело смотреть на то, что происходит на юго-востоке Украины. Пока сохраняется некое подобие мира, отчасти выполняются Минские соглашения — это одно дело, но если начнется геноцид, то нам придется вмешаться, хотим мы этого или нет», — подчеркнул парламентарий.
|