Главная » 2012»Ноябрь»29 » Стратфор и Фридман о Газе, Каталонии,и романтическом национализме
Стратфор и Фридман о Газе, Каталонии,и романтическом национализме
03:02
http://yuss.livejournal.com/2133090.html [Nov. 28th, 2012|10:41 am] (Переводил сам,так что правки принимаются с благодарностью. Перевод не дословный - только самое важное -и так уже "многабукаф") Начало о Газе выпущу, поскольку вывод красноречив и исчерпывает суть начала: "in the end it changed little."(в конце концов конфликт мало что разрешил") На региональных выборах в Каталонии движение за независимость сохранило силу, но усложнилось. Региональный президент Каталонии, Артур Мас, назвал досрочные выборы способом измерить поддержку референдума по сецессии. Партия Маса фактически потеряла 12 мест, но другая сепаратистская, но более левая партия удвоила количество мест. Вместе они увеличили своё представительство на одно место, и имеют необходимое большинство в две трети, чтобы инициировать референдум.
Давний спор Каталонии и Мадрида был углублен финансовым кризисом и проблемой разделения экономического бремени. Сначала Мас не поддерживал независимость, а выступал за большую автономию. Мадрид отклонил компромиссы и Мас склонился к защите независимости и досрочным выборам, которые привели к радикализации движений националистов и сдвигу влево . И этот тренд будет всё более заметным в Европе по мере усугубления экономических проблем Начиная со Второй мировой войны основным принципом в Европе была священность и нерушимость границ. Как только границы становятся проблемой повторно возникают напряжённости, которые доводили Европу до войн. Кстати Испания одна из четырех стран-членов ЕС, которые не признали Косово из-за его собственного сепаратистского движения). Но идея одного государства, предъявляющего территориальные претензии к другим сохранилась. "Бархатный развод" Чехословакии, фрагментация Югославии или СССР не означают,что проблема иссякла. В Бельгии франкоговорящие валлоны и говорящие на нидерландском языке фламандцы сохраняли враждебность со времён образования Бельгии в начале 19-го столетия. В Словакии и Румынии многочисленное венгерское население, отделенное от Венгрии после Первой мировой войны и умеренный национализм венгров существует в обеих странах и ищет воссоединения. В Великобритании существует шотландское сепаратистское движение. Северная Ирландия замирена, но и в ней действуют сепаратисты. Множество таких движений в Италии. Каталонское движение далеко от достижения реальной независимости. Но мы находимся на этапе европейской истории, когда границы не меняются из-за государств, захватывающих территорию друг от друга. А сейчас разногласия усиливают движения способные изменить границы, перемещаясь из сферы невероятного и нелепого в пространство почти мыслимого. В таких вопросах траектория, а не вероятность в любой момент, является самой важной. Поэтому давление может стать реальным на практике в относительно короткий период времени. Европейская Встреча на высшем уровне, обсудившая бюджет ЕС стала демонстрацией того, до какой степени национальный интерес - и национализм - определяют существование европейских государств. Проблема в том,что европейская политическая и экономическая система власти основана на национальных государствах, и президенты и премьер-министры избраны в них же. Они ответственны перед своими избирателями, а те, хотят избежать затрат с своей стороны. Продолжающийся спор вокруг бюджета ЕС -возможность для правительств продемонстрировать публике, что они противятся любым мерам строгой экономии и стремятся переложить эти меры на своих соседей . Структуры Европейского союза быстро превращаются в представителей национальных государств. Каталония долго утверждала, что она была страной отличной от Испании, (автономна исторически и культурно). Проблема не вставала остро до тех пор,пока не обнаружилось,что у членства Испании в ЕС Испании будут существенные экономические последствия. Традиция каталонского национализма из ностальгии стала средством борьбы за перенос экономических тягот из Барселоны в Мадрид. В Европе существует глубокая традиция романтического национализма. В его либеральной форме это - идея, что каждая страна имеет право на самоопределение. Проблема в том как определять страну, и для романтиков, она определена языком, особой историей, культурой и так далее. Плюс самовосприятие. Страна существует до тех пор, пока ее жители рассматривают себя как особую общность (inhabitants see themselves as a distinct people). Неявно в романтическом национализме содержится конфликт. Когда одно понимание романтического национализма отрицает законность конкурирующих требований конституирующих нацию составных частей, но романтический национализм легко может стать репрессивным а не освободительным. В ответ составные части нации также иногда изобретают национальные самосознания по самым разным основаниям, дестабилизируя целое. Европейское понятие национализма может быть дестабилизатором, и в его самой воинственной форме зверским дестабилизатором. Гимн Европейского союза - "Ода Бетховена, к Радости" из 9-ой Симфонии композитора. Это - празднование в честь Французской революции и духа свободы, вытекающих из французской революции. Освобождение подразумевало не только человека, но также и освобождение нации и страны от феодальных династий. Это была комбинация понятия частных прав, национального самоопределения и национального самосознания. Европейский союз был предназначен для воплощения этих ценностей и целей. Они ещё не утрачены, но подвергнуты испытаниям, и пункт напряжения - нация, которая, вместо того, чтобы формировать сообщество, теперь является конкурирующими частями целого в игре с нулевой суммой. Столь же интересны процессы в Каталонии, где погребённые, казалось бы, национализмы в существующих национальных государствах, готовы теперь бросить вызов легитимности таких стран как Испания и требовать освобождения от нее и права на свой собственный подлинный национализм. То.что начиналось как бархатные разводы, мирные и рациональные, теперь может стать намного менее дружелюбным под давлением пресса экономических испытаний. Какие иные скрытые национализмы появятся, чтобы использовать щит национального самоопределения,для смягчения экономических проблем? Легко отклонить национализм как архаику и как нечто,угрожающее дестабилизацией современной Европы . Но в европейской истории маловато аргументов, чтобы европейцы позволили себе подобную самоуверенность. Сионизм - это также движение, которое выросло из европейского романтического национализма. Он привлек еврейскую историю, культуру и религию, чтобы узаконить собственное право на еврейскую страну. Палестинский национализм также вырос из европейского романтического национализма. Идея этнического национального государства, пустило корни в арабском мире в конце 19-ого столетия и позже продвигалось и популяризировалось арабскими левыми атеистами в 1950-ых, и также коренилась в идее самоопределения национальных государств на обломках европейских империй. Палестинское национальное движение выросло из этой традиции, требуя права палестинской нации на самоопределение, нации отличной от других наций. Здесь мы видим оборотную сторону "Оды, к Радости", укоренённой в географии. Чтобы иметь нацию, у вас должно быть собственное место на географической карте. Начиная с Французской революции страны боролись за своё место в Европе. Оккупация Европы с 1945 до 1991 приостановило действие этого аргумента, а с 1991 - конца холодной войны и заключение Маастрихтского договора создавшего ЕС . До 2008 г. эта остановка казалась вечной. Но очень медленно невообразимое становится неправдоподобным и неправдоподобное просто маловероятным. Романтичный национализм может осуществить мечты или кошмары и обычно реализует и то и другое. Сектор Газа намекает на кошмары, Каталония на мечты. Но в большинстве мест, и в особенности в Европе расстояние между мечтами и кошмарами не столь огромное, как хотелось бы думать. У экономических проблем в сочетании с романтическим национализмом, увязанным в такой структуре как Европейский союз, который неспособен к осознанию подспудных сил и факторов, всегда был шанс реализовать европейские кошмары. Сейчас это представляется невообразимым. Но европейская история - это и есть история невообразимого. Я испытываю серьёзные сомнения, что основатели Сионизма в 19-ом веке предполагали наличие Сектора Газа как составной части будущего своего детища. http://www.stratfor.com/weekly/gaza-catalonia-and-romantic-nationalism?utm_source=freelist-f&utm_medium=email&utm_campaign=20121127&utm_term=gweekly&utm_content=readmore&elq=42b4cbc521374cc58c052c3572991b45